Нас ждет уголовная революция — Союз адвокатов России

Союз адвокатов россии

Нас ждет уголовная революция

02.04.2013

 

Игорь Трунов,д. ю. н., к. э. н., профессор, академик РАЕН,национальный президент Всемирной ассоциации юристов,
заместитель председателя Международного союза юристов

Опубликована в Российской правовой газете «Эж-Юрист» № 11, март 2013 г. — http://www.gazeta-yurist.ru/anons.php?i=307

Нас ждет уголовная революция

 

В основе эффективной экономики современного государства – инновационный путь развития,привлекательный инвестиционный климат. Слагаемые успеха – стабильность и предсказуемость правового регулирования экономических отношений, справедливой правоприменительной системы, которая способна гарантировать защиту основных экономических прав, таких как  права собственности и свободы экономической деятельности. А это во многом  зависит от грамотной уголовной политики.

 

По пути репрессий

Уголовная политика государства состоит из двух составляющих.

1. Превентивная. Эта составляющая вытекает из социальной роли государства и включает в себя профилактику преступности и устранение прежде всего социальных причин противоправного поведения, таких как бедность, неграмотность, безработица, пьянство, наркомания, беспризорность и т. п. 

2. Репрессивная. Основной задачей репрессивной политики является непосредственно борьба с преступностью.

Уголовная политика России находится на стадии кризиса: в обществе растет доля судимых лиц, и соответственно многократно усиливается влияние преступности (в том числе и организованной) на экономику и политику государства. Попытки противостоять криминализации общества со стороны государства старыми проверенными методами оборачиваются лишь инфляцией уголовного правотворчества и возрастающими расходами общества при отсутствии надлежащего результата.

Как показывает мировой опыт, ложным является путь достижения безопасности путем усиления репрессий. Уголовно-правовое узаконенное насилие, как физическое, так и ментальное, избыточное по интенсивности и целям вызывает ответное применение незаконного насилия.

В России образовался слой населения с повышенной агрессивностью, отчужденный от общества. Фактическим доказательством этого являются большой рецидив преступлений, деятельность преступных группировок, сросшихся с правоохранительной системой и контролирующих целые отрасли промышленности и регионы.

 

Голодный монстр

Сегодня в России огромные бюджетные средства и значительное количество экономически энергичных трудовых ресурсов вращаются в сфере репрессивной уголовной политики. Правоохранительная, судебная, тюремная системы – это огромный монстр, пожирающий значительную часть доходов и налогов, собираемых в государстве. Расходы бюджета России за 2013 год на финансирование только полиции в 2,7 раза выше расходов на науку и образование.Из бюджета на финансирование полиции России в 2013 году будет выделено 1 091 100 169,2 тыс. руб.!

По количеству сотрудников правоохранительных органов Россия занимает одно из первых мест в мире. Штатная численность сотрудников МВД составляет 1,28 млн человек. То есть на 100 000  населения в России приходится 634 блюстителя порядка, что значительно выше, к примеру, чем в Китае (120) или Японии (197).  Причем отсутствует корреляция количества полицейских с уровнем преступности либо с уровнем раскрываемости преступлений (вывод сделан на 12 Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию,  город Сальвадоре Бразилия  12-19.04.2010).

 Как яркий пример – соотношение количества убийств в год на 100 тыс. населения.  Россия: полицейских – 634, убийств – 10,2; Япония: полицейских – 197, убийств – 0,4; Италия: 376 – 0,9; Германия, 296 – 0,8.Наблюдается общая тенденция – чем больше полицейских, тем выше преступность и ниже раскрываемость.

В России это отчасти связано с системой регистрации и показателями эффективности работы. Сегодня необходимо выявить и раскрыть больше преступлений, чем вчера. Так называемая в народе палочная система отчетности, регламентируемая подзаконными внутриведомственными актами, приводит к большому проценту фальсификаций, осуждению невиновных. Пагубная палочная система отчетности является мультипликатором количества осужденных и содержащихся под стражей.

Количество заключенных в тюрьмах России в 2013 году – 701,9 тыс. человек, что в относительном измерении лишь немногим меньше, чем в  1937–1938 годах, то есть во время пика сталинских репрессий. В страшном ГУЛАГе тех лет находилось 1 881 570 человек (напомним, что сейчас в России проживает 143 млн человек, в СССР проживало 200 млн).

Штатная численность работников системы исполнения наказаний, на 2013 год составляет 350,7 тыс. человек (1. Общий объем финансирования ФСИН России в 2013 году – 215 746 809,5 тыс. руб., или 7 млрд долл. США, что в 2,3 раза больше финансирования культуры.

 

Долой раздутый штат!

Для государства огромны затраты как в денежном исчислении (на содержание репрессивного правоохранительного аппарата), так и ресурсные (отвлечение значительной части трудовых ресурсов на непроизводительный сектор экономики).

В России непомерно раздуты и, как следствие, чрезвычайно дорогие составляющие полицейского государства(2:

Следственный комитет:  25 831 796,65 тыс. руб. 

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков:25 973 370,4 тыс. руб.

Прокуратура:  47 351 981,6  тыс. руб.

Федеральная миграционная служба:31 040 408,5 тыс. руб. 

Федеральная служба судебных приставов:43 913 991,1 тыс. руб. 

– Федеральная служба безопасности:  1 468 439,1  тыс. руб. 

– Федеральная служба охраны:  629 023,5  тыс. руб.

К существенным затратам государства нужно так же отнести армию бывших сотрудников-пенсионеров.  Сокращение численности сотрудников дало бы государству кумулятивный эффект в виде снижения затрат бюджета, сокращения количества осужденных, увеличения налоговых поступлений и валового национального продукта, пополнения в виде экономически энергичных участников рыночных отношений.

Общемировое среднее значение количества полицейских в соответствии с рекомендациями ООН — 222 человек на 100 тыс. населения. В России, повторимся, полицейских — 634 на 100 тыс.  населения. Такая же непродуманная раздутость штатной численности наблюдается и в остальных структурах правоохранительной системы. Боле чем на половину можно смело сокращать штаты всех правоохранительных органов. Приведение количества только полицейских в соответствие с рекомендованной ООН цифрой высвободит почти миллион квалифицированных работников, налогоплательщиков.

Либерализация уголовной политики позволит значительно сократить количество заключенных и штаты ФСИН. Что в свою очередь позволит существенно увеличить финансирование культуры. Ведь каково культурно-нравственное состояние общества, таков и правопорядок.Право говорит человеку – ты должен, нравственность – я так хочу, право без существенного культурно-нравственного фундамента рассматривается в качестве  принудительной силы, господствующей над сопротивляющимся индивидом. Правопорядок в обществе создается именно культурой.

Сколько волка ни корми…

Главной целью наказания является исправление преступника и обеспечение безопасности общества. Сегодняшняя репрессивная уголовная политика России неэффективна и в части достижения целей наказания правонарушителей.

Человечество на протяжении многих веков для борьбы с преступностью испробовало  различные средства. Например, распятие, четвертование, сожжение, замуровывание живьем, колесование, забивание камнями, заливание расплавленного металла в горло, обрезание ушей, носа, выкалывание глаз, обрубание рук и т. п. В конце концов оно остановилось на наиболее либеральном средстве – тюрьме. Лишение свободы, соединенное с трудом в аскетических условиях, задумывалось как средство постепенного исправления нравственных изъянов.

Существующая исправительная тюремная система лишения свободы, основанная на  реабилитационном мифе, выделяла четыре категории, остающиеся и сегодня неизменными: труд, обучение, этическое воспитание, дисциплина. Как показала история, ни в одной стране мира эти средства воздействия не достигли своей цели, что дискредитировало идею тюремной реабилитации.  Угроза лишения свободы и степень строгости наказания, как свидетельствует криминалистический анализ, не влияют на уровень преступности. Ныне в развитых странах все громче раздаются голоса за отмену уголовного права, обосновываемые несовместимостью нынешней уголовной политики с правами человека и гражданина (3.

Анализ деятельности института тюремного лишения свободы подтверждает его опасность и бесполезность. Но, поскольку общество не нашло иных мер социального контроля, он остается повсеместно, выполняя функции контроля и изоляции маргинальной части населения, стигматизации профессиональных преступников, мощным инструментом властных отношений.

Самый жестокий – УК РФ

Лица, совершившие тяжкие насильственныепреступления (убийства, террористические акты, разбои, грабежи), безусловно, заслуживают тюремного лишения свободы, но в общем количестве осужденных к лишению свободы число подобных преступников составляло последние годы в России от 1,3 до 1,8%.

  Ныне действующий УК РФ по предусмотренным в нем санкциям – самый жесткий и репрессивный за всю историю страны, даже по сравнению со сталинским режимом. Максимальный срок лишения свободы в УК РСФСР 1926 года – 10 лет, в УК РСФСР 1960 года – не более 15 лет. Даже сталинский Закон 1932 года и его же Указы от 04.06.1947 предусматривали срок лишения свободы не более 25 лет.

Сегодня по совокупности преступлений срок наказания может достигать 25 лет, а по совокупности приговоров – 30 лет (ст. 56 УК РФ). При формальном сохранении смертной казни (ст. 59 УК РФ) впервые введено пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ), и эти виды наказания существуют одновременно, хотя пожизненное заключение, по замыслу законодателей, должно было заменить смертную казнь.

Число лиц, находящихся в местах лишения свободы, больше, чем во всех европейских странах. Никакой корреляции между тяжестью преступления и временными отрезками лишения свободы ученым установить не удается. В разных странах однотипные преступления караются различными сроками и никакого различия в эффективности воздействия не наблюдается, но для бюджета государства и, как следствие, экономической эффективности разница есть.

Для оправдания такой практики серьезных аргументов нет. Граждане РФ не отличаются повышенной склонностью к совершению преступлений. К лишению свободы в России приговаривается около 40% всех осужденных.

Надо заметить, что, например, в Японии такая мера наказания применяется лишь к 3% осужденных, остальные подвергаются другим санкциям; в ФРГ – 5%, в Англии – около 6%. В век экономического и философского меркантилизма  именно экономическая рациональность привела к необходимости сокращения тюремного населения.

О вреде жестокости в деле наказания многократно говорил Монтескье. Жестокие законы и правоприменение  являются злом неисцелимым, и это вид разврата. Короткие сроки наказания более эффективны, лишь деспотии вынуждены опираться на страх и жестокость. Законодателю необходимо обращать внимание не на наказание за преступления, а на предупреждение их (4.

  В экономически эффективных странах Западной Европы, Австралии, Канаде, Японии в отличии от России преобладает краткосрочное лишение свободы – до 0–2 лет, то есть до наступления необратимых изменений психики.

Был и в истории России либеральный 1926 год, идеальный по статистическим показателям.Из общего числа осужденных к лишению свободы были осуждены на срок до 6 месяцев – 70,5%, всего до 1 года – 84,2%, а на срок свыше 5 лет – 1,8%.

Качество жизни заключенных

Условия отбывания наказания в России очень плохие. Условия наказания в виде лишения свободы не менялись со времен Ленина-Сталина, это по-прежнему колонии со строениями деревянно-барачного типа, отрядного содержания.  Российские тюрьмы сегодня переполнены до предела. Длительное (свыше 3–5 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям психики человека.

Криминалисты называют данное явление эффектом решетки – длительное пребывание в местах лишения свободы стимулирует дальнейшую преступную деятельность.Оно губительно, а отнюдь не исправительно и перевоспитательно для психики и нравственности заключенных (5.

Исправительный эффект от тюремной системы очень низок. Количество рецидивов в стране огромно: 52% тех, кто побывал в тюрьме, снова туда возвращаются. А после условного осуждения в тюрьму попадает лишь 9%. Эти данные говорят о том, что тяжелые условия заключения не исправляют людей, а еще более портят их.

В настоящее время сложился такой портрет рецидивиста: это бедный, необразованный, больной человек. Лишение свободы в особенности при отрядном способе содержания осужденных (в развитых странах камерное содержание) служит базой криминальной профессионализации, а не институтом исправления. Мучения осужденных не ведут к снижению преступности. Огромное число преступлений и число заключенных — есть результат непродуманной уголовной политики государства.

Индекс Джини и все, все, все…

Юридическая наука достаточно давно установила критерии роста преступности, не связанные с жестокостью наказания или количеством сотрудников правоохранительной системы.

Так, социально-экономическое неравенство – следствие рыночной экономики и общественного разделения труда. Высокий индекс неравенства влечет серьезные негативные последствия и является одним из основных источников преступности (6. Статистический показатель степени неравенства общества какого-либо государства определяется «Индексом Джини».

Неудивительно, что максимальное количество убийств и тяжких преступлений в России приходится на годы максимального показателя индекса Джини. В 1994 индекс равнялся  0,409 и убийств было совершено – 32,3 тысячи.  Год с минимальным индексом Джини – 1990 (индекс равен 0,218) – принес и уменьшение количества убийств (15,6 тысячи) (7.

Слабая экономическая база,социально-экономическое неравенство,политические конфликты, международный терроризм экономические кризисы, миграция, наркомания, непродуманное поведение СМИ – все эти факторы формируют спрос на ужесточение социального контроля, расширение системы тюрем.

Политики используют уголовное право, чтобы завуалировать свою несостоятельность,  восстановить потерянное гражданами доверие к их способности решать экономические и социальные проблемы.

Перемены необходимы!

  Всякое проявление власти человека над человеком, которое не вызвано крайней необходимостью, — тирания (8. Экономически необходима либерализация правовой политики России с акцентом на  превентивную уголовную политику. Актуален ныне переход от стратегии политики репрессий к стратегии превенции и профилактики преступности. Он подразумевает устранение прежде всего социальных причин противоправного поведения, таких как бедность, неграмотность, безработица, пьянство, наркомания, беспризорность и т. п. 

Назрело кардинальное изменение уголовного законодательства, в котором должен возобладать принцип экономии карательных средств (9. Должна получить широкое применение «депенализация», состоящая в замене уголовных санкций административными.

Большое количество содержащихся под стражей –  показатель отсталости в экономическом развитии.Влияние на потенциальных преступников оказывает не угроза тюремного заключения, а социальная составляющая, безработица, низкий уровень образования, алкоголизм, наркомания и т. п.

Одним из ключевых вопросов, стоящих перед властью, является вопрос о либерализации судебной системы, уход от обвинительного уклона при вынесении приговоров, связанных с лишением свободы. Социальная профилактическая работа, основанная на тщательном изучении взаимосвязи между преступным поведением, социальным положением и профессиональной подготовкой гражданина, приведет к перераспределению освободившихся огромных средств в сферу образования и науку, культуру, инфраструктуру, к созданию новых рабочих мест.

 

1.Официальный сайт ФСИН России – http://фсин.рф.

2. Федеральный закон от 03.12. 2012  № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 г.».

3. Jescheck H.-H. Lehrbuch des Strafrechts. Allgemeiner Teil. 4 Aufl., Berlin: Duncker&Humblot, 1998.

4. Montesquieu. Esprit des lois. 1748 L,VI ch. 5. P. 31-32.

5. Гернет М. Н. В тюрьме: Очерки тюремной психологии. Юр. Издат. Украины, 1930.

6. Гернет М.Н. Избранные произведения. М. 1974.

7. Ольков С.Г. О пользе и вреде неравенства (криминологическое исследование) Государство и право. 2004 № 8.

8. Чезаре Беккариа. О преступлениях и наказаниях. М. 1995.

9. Чезаре Беккариа. О преступлениях и наказаниях. М. 1995.