Игорь Трунов,д. ю. н., к. э. н., профессор, академик РАЕН,национальный президент Всемирной ассоциации юристов,
заместитель председателя Международного союза юристов
Опубликована в Российской правовой газете «Эж-Юрист» № 11, март 2013 г. — http://www.gazeta-yurist.ru/anons.php?i=307
Нас ждет уголовная революция
В основе эффективной экономики современного государства – инновационный путь развития,привлекательный инвестиционный климат. Слагаемые успеха – стабильность и предсказуемость правового регулирования экономических отношений, справедливой правоприменительной системы, которая способна гарантировать защиту основных экономических прав, таких как права собственности и свободы экономической деятельности. А это во многом зависит от грамотной уголовной политики.
По пути репрессий
Уголовная политика государства состоит из двух составляющих.
1. Превентивная. Эта составляющая вытекает из социальной роли государства и включает в себя профилактику преступности и устранение прежде всего социальных причин противоправного поведения, таких как бедность, неграмотность, безработица, пьянство, наркомания, беспризорность и т. п.
2. Репрессивная. Основной задачей репрессивной политики является непосредственно борьба с преступностью.
Уголовная политика России находится на стадии кризиса: в обществе растет доля судимых лиц, и соответственно многократно усиливается влияние преступности (в том числе и организованной) на экономику и политику государства. Попытки противостоять криминализации общества со стороны государства старыми проверенными методами оборачиваются лишь инфляцией уголовного правотворчества и возрастающими расходами общества при отсутствии надлежащего результата.
Как показывает мировой опыт, ложным является путь достижения безопасности путем усиления репрессий. Уголовно-правовое узаконенное насилие, как физическое, так и ментальное, избыточное по интенсивности и целям вызывает ответное применение незаконного насилия.
В России образовался слой населения с повышенной агрессивностью, отчужденный от общества. Фактическим доказательством этого являются большой рецидив преступлений, деятельность преступных группировок, сросшихся с правоохранительной системой и контролирующих целые отрасли промышленности и регионы.
Голодный монстр
Сегодня в России огромные бюджетные средства и значительное количество экономически энергичных трудовых ресурсов вращаются в сфере репрессивной уголовной политики. Правоохранительная, судебная, тюремная системы – это огромный монстр, пожирающий значительную часть доходов и налогов, собираемых в государстве. Расходы бюджета России за 2013 год на финансирование только полиции в 2,7 раза выше расходов на науку и образование.Из бюджета на финансирование полиции России в 2013 году будет выделено 1 091 100 169,2 тыс. руб.!
По количеству сотрудников правоохранительных органов Россия занимает одно из первых мест в мире. Штатная численность сотрудников МВД составляет 1,28 млн человек. То есть на 100 000 населения в России приходится 634 блюстителя порядка, что значительно выше, к примеру, чем в Китае (120) или Японии (197). Причем отсутствует корреляция количества полицейских с уровнем преступности либо с уровнем раскрываемости преступлений (вывод сделан на 12 Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию, город Сальвадоре Бразилия 12-19.04.2010).
Как яркий пример – соотношение количества убийств в год на 100 тыс. населения. Россия: полицейских – 634, убийств – 10,2; Япония: полицейских – 197, убийств – 0,4; Италия: 376 – 0,9; Германия, 296 – 0,8.Наблюдается общая тенденция – чем больше полицейских, тем выше преступность и ниже раскрываемость.
В России это отчасти связано с системой регистрации и показателями эффективности работы. Сегодня необходимо выявить и раскрыть больше преступлений, чем вчера. Так называемая в народе палочная система отчетности, регламентируемая подзаконными внутриведомственными актами, приводит к большому проценту фальсификаций, осуждению невиновных. Пагубная палочная система отчетности является мультипликатором количества осужденных и содержащихся под стражей.
Количество заключенных в тюрьмах России в 2013 году – 701,9 тыс. человек, что в относительном измерении лишь немногим меньше, чем в 1937–1938 годах, то есть во время пика сталинских репрессий. В страшном ГУЛАГе тех лет находилось 1 881 570 человек (напомним, что сейчас в России проживает 143 млн человек, в СССР проживало 200 млн).
Штатная численность работников системы исполнения наказаний, на 2013 год составляет 350,7 тыс. человек (1. Общий объем финансирования ФСИН России в 2013 году – 215 746 809,5 тыс. руб., или 7 млрд долл. США, что в 2,3 раза больше финансирования культуры.
Долой раздутый штат!
Для государства огромны затраты как в денежном исчислении (на содержание репрессивного правоохранительного аппарата), так и ресурсные (отвлечение значительной части трудовых ресурсов на непроизводительный сектор экономики).
В России непомерно раздуты и, как следствие, чрезвычайно дорогие составляющие полицейского государства(2:
– Следственный комитет: 25 831 796,65 тыс. руб.
– Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков:25 973 370,4 тыс. руб.
– Прокуратура: 47 351 981,6 тыс. руб.
– Федеральная миграционная служба:31 040 408,5 тыс. руб.
– Федеральная служба судебных приставов:43 913 991,1 тыс. руб.
– Федеральная служба безопасности: 1 468 439,1 тыс. руб.
– Федеральная служба охраны: 629 023,5 тыс. руб.
К существенным затратам государства нужно так же отнести армию бывших сотрудников-пенсионеров. Сокращение численности сотрудников дало бы государству кумулятивный эффект в виде снижения затрат бюджета, сокращения количества осужденных, увеличения налоговых поступлений и валового национального продукта, пополнения в виде экономически энергичных участников рыночных отношений.
Общемировое среднее значение количества полицейских в соответствии с рекомендациями ООН — 222 человек на 100 тыс. населения. В России, повторимся, полицейских — 634 на 100 тыс. населения. Такая же непродуманная раздутость штатной численности наблюдается и в остальных структурах правоохранительной системы. Боле чем на половину можно смело сокращать штаты всех правоохранительных органов. Приведение количества только полицейских в соответствие с рекомендованной ООН цифрой высвободит почти миллион квалифицированных работников, налогоплательщиков.
Либерализация уголовной политики позволит значительно сократить количество заключенных и штаты ФСИН. Что в свою очередь позволит существенно увеличить финансирование культуры. Ведь каково культурно-нравственное состояние общества, таков и правопорядок.Право говорит человеку – ты должен, нравственность – я так хочу, право без существенного культурно-нравственного фундамента рассматривается в качестве принудительной силы, господствующей над сопротивляющимся индивидом. Правопорядок в обществе создается именно культурой.
Сколько волка ни корми…
Главной целью наказания является исправление преступника и обеспечение безопасности общества. Сегодняшняя репрессивная уголовная политика России неэффективна и в части достижения целей наказания правонарушителей.
Человечество на протяжении многих веков для борьбы с преступностью испробовало различные средства. Например, распятие, четвертование, сожжение, замуровывание живьем, колесование, забивание камнями, заливание расплавленного металла в горло, обрезание ушей, носа, выкалывание глаз, обрубание рук и т. п. В конце концов оно остановилось на наиболее либеральном средстве – тюрьме. Лишение свободы, соединенное с трудом в аскетических условиях, задумывалось как средство постепенного исправления нравственных изъянов.
Существующая исправительная тюремная система лишения свободы, основанная на реабилитационном мифе, выделяла четыре категории, остающиеся и сегодня неизменными: труд, обучение, этическое воспитание, дисциплина. Как показала история, ни в одной стране мира эти средства воздействия не достигли своей цели, что дискредитировало идею тюремной реабилитации. Угроза лишения свободы и степень строгости наказания, как свидетельствует криминалистический анализ, не влияют на уровень преступности. Ныне в развитых странах все громче раздаются голоса за отмену уголовного права, обосновываемые несовместимостью нынешней уголовной политики с правами человека и гражданина (3.
Анализ деятельности института тюремного лишения свободы подтверждает его опасность и бесполезность. Но, поскольку общество не нашло иных мер социального контроля, он остается повсеместно, выполняя функции контроля и изоляции маргинальной части населения, стигматизации профессиональных преступников, мощным инструментом властных отношений.
Самый жестокий – УК РФ
Лица, совершившие тяжкие насильственныепреступления (убийства, террористические акты, разбои, грабежи), безусловно, заслуживают тюремного лишения свободы, но в общем количестве осужденных к лишению свободы число подобных преступников составляло последние годы в России от 1,3 до 1,8%.
Ныне действующий УК РФ по предусмотренным в нем санкциям – самый жесткий и репрессивный за всю историю страны, даже по сравнению со сталинским режимом. Максимальный срок лишения свободы в УК РСФСР 1926 года – 10 лет, в УК РСФСР 1960 года – не более 15 лет. Даже сталинский Закон 1932 года и его же Указы от 04.06.1947 предусматривали срок лишения свободы не более 25 лет.
Сегодня по совокупности преступлений срок наказания может достигать 25 лет, а по совокупности приговоров – 30 лет (ст. 56 УК РФ). При формальном сохранении смертной казни (ст. 59 УК РФ) впервые введено пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ), и эти виды наказания существуют одновременно, хотя пожизненное заключение, по замыслу законодателей, должно было заменить смертную казнь.
Число лиц, находящихся в местах лишения свободы, больше, чем во всех европейских странах. Никакой корреляции между тяжестью преступления и временными отрезками лишения свободы ученым установить не удается. В разных странах однотипные преступления караются различными сроками и никакого различия в эффективности воздействия не наблюдается, но для бюджета государства и, как следствие, экономической эффективности разница есть.
Для оправдания такой практики серьезных аргументов нет. Граждане РФ не отличаются повышенной склонностью к совершению преступлений. К лишению свободы в России приговаривается около 40% всех осужденных.
Надо заметить, что, например, в Японии такая мера наказания применяется лишь к 3% осужденных, остальные подвергаются другим санкциям; в ФРГ – 5%, в Англии – около 6%. В век экономического и философского меркантилизма именно экономическая рациональность привела к необходимости сокращения тюремного населения.
О вреде жестокости в деле наказания многократно говорил Монтескье. Жестокие законы и правоприменение являются злом неисцелимым, и это вид разврата. Короткие сроки наказания более эффективны, лишь деспотии вынуждены опираться на страх и жестокость. Законодателю необходимо обращать внимание не на наказание за преступления, а на предупреждение их (4.
В экономически эффективных странах Западной Европы, Австралии, Канаде, Японии в отличии от России преобладает краткосрочное лишение свободы – до 0–2 лет, то есть до наступления необратимых изменений психики.
Был и в истории России либеральный 1926 год, идеальный по статистическим показателям.Из общего числа осужденных к лишению свободы были осуждены на срок до 6 месяцев – 70,5%, всего до 1 года – 84,2%, а на срок свыше 5 лет – 1,8%.
Качество жизни заключенных
Условия отбывания наказания в России очень плохие. Условия наказания в виде лишения свободы не менялись со времен Ленина-Сталина, это по-прежнему колонии со строениями деревянно-барачного типа, отрядного содержания. Российские тюрьмы сегодня переполнены до предела. Длительное (свыше 3–5 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям психики человека.
Криминалисты называют данное явление эффектом решетки – длительное пребывание в местах лишения свободы стимулирует дальнейшую преступную деятельность.Оно губительно, а отнюдь не исправительно и перевоспитательно для психики и нравственности заключенных (5.
Исправительный эффект от тюремной системы очень низок. Количество рецидивов в стране огромно: 52% тех, кто побывал в тюрьме, снова туда возвращаются. А после условного осуждения в тюрьму попадает лишь 9%. Эти данные говорят о том, что тяжелые условия заключения не исправляют людей, а еще более портят их.
В настоящее время сложился такой портрет рецидивиста: это бедный, необразованный, больной человек. Лишение свободы в особенности при отрядном способе содержания осужденных (в развитых странах камерное содержание) служит базой криминальной профессионализации, а не институтом исправления. Мучения осужденных не ведут к снижению преступности. Огромное число преступлений и число заключенных — есть результат непродуманной уголовной политики государства.
Индекс Джини и все, все, все…
Юридическая наука достаточно давно установила критерии роста преступности, не связанные с жестокостью наказания или количеством сотрудников правоохранительной системы.
Так, социально-экономическое неравенство – следствие рыночной экономики и общественного разделения труда. Высокий индекс неравенства влечет серьезные негативные последствия и является одним из основных источников преступности (6. Статистический показатель степени неравенства общества какого-либо государства определяется «Индексом Джини».
Неудивительно, что максимальное количество убийств и тяжких преступлений в России приходится на годы максимального показателя индекса Джини. В 1994 индекс равнялся 0,409 и убийств было совершено – 32,3 тысячи. Год с минимальным индексом Джини – 1990 (индекс равен 0,218) – принес и уменьшение количества убийств (15,6 тысячи) (7.
Слабая экономическая база,социально-экономическое неравенство,политические конфликты, международный терроризм экономические кризисы, миграция, наркомания, непродуманное поведение СМИ – все эти факторы формируют спрос на ужесточение социального контроля, расширение системы тюрем.
Политики используют уголовное право, чтобы завуалировать свою несостоятельность, восстановить потерянное гражданами доверие к их способности решать экономические и социальные проблемы.
Перемены необходимы!
Всякое проявление власти человека над человеком, которое не вызвано крайней необходимостью, — тирания (8. Экономически необходима либерализация правовой политики России с акцентом на превентивную уголовную политику. Актуален ныне переход от стратегии политики репрессий к стратегии превенции и профилактики преступности. Он подразумевает устранение прежде всего социальных причин противоправного поведения, таких как бедность, неграмотность, безработица, пьянство, наркомания, беспризорность и т. п.
Назрело кардинальное изменение уголовного законодательства, в котором должен возобладать принцип экономии карательных средств (9. Должна получить широкое применение «депенализация», состоящая в замене уголовных санкций административными.
Большое количество содержащихся под стражей – показатель отсталости в экономическом развитии.Влияние на потенциальных преступников оказывает не угроза тюремного заключения, а социальная составляющая, безработица, низкий уровень образования, алкоголизм, наркомания и т. п.
Одним из ключевых вопросов, стоящих перед властью, является вопрос о либерализации судебной системы, уход от обвинительного уклона при вынесении приговоров, связанных с лишением свободы. Социальная профилактическая работа, основанная на тщательном изучении взаимосвязи между преступным поведением, социальным положением и профессиональной подготовкой гражданина, приведет к перераспределению освободившихся огромных средств в сферу образования и науку, культуру, инфраструктуру, к созданию новых рабочих мест.
1.Официальный сайт ФСИН России – http://фсин.рф.
2. Федеральный закон от 03.12. 2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 г.».
3. Jescheck H.-H. Lehrbuch des Strafrechts. Allgemeiner Teil. 4 Aufl., Berlin: Duncker&Humblot, 1998.
4. Montesquieu. Esprit des lois. 1748 L,VI ch. 5. P. 31-32.
5. Гернет М. Н. В тюрьме: Очерки тюремной психологии. Юр. Издат. Украины, 1930.
6. Гернет М.Н. Избранные произведения. М. 1974.
7. Ольков С.Г. О пользе и вреде неравенства (криминологическое исследование) Государство и право. 2004 № 8.
8. Чезаре Беккариа. О преступлениях и наказаниях. М. 1995.
9. Чезаре Беккариа. О преступлениях и наказаниях. М. 1995.