Опубликована новая научная статья ученых: Трунова И.Л.,; Труновой А.И,; Труновой К.И. «Интеллектуальный репатриат учёных и высококвалифицированных специалистов, как инструмент инновационного развития России» В научном журнале Евразийский Юридический Журнал № 8 (207) 2025 с. 487- 492 Массовый отток российских учёных и специалистов означает не только кадровые потери, но и фактический «экспорт будущего» — идей, открытий и технологий. На основе анализа международных практик авторами предложены пути решения.

И.Л. Трунов. Доктор юридических наук, кандидат экономических наук. Профессор. Председатель Отделения проблем права, член Бюро Президиума РАЕН.
I.L. Trunov Original article
Doctor of Law, Candidate of Economic Sciences. Professor. Member of the Bureau of the Presidium the Russian Academy of Natural Sciences.
А.И. Трунова – Советник РАЕН, адвокат, соискатель учёной степени кандидата наук, Аспирантской школы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
A.I. Trunova – Advisor of the Russian Academy of Natural Sciences, lawyer, candidate for the degree of candidate of sciences, Postgraduate School of the National Research University Higher School of Economics (HSE).
К.И. Трунова – Советник РАЕН, адвокат, соискатель учёной степени кандидата наук, Аспирантской школы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
K.I. Trunova – Advisor of the Russian Academy of Natural Sciences, lawyer, candidate for the degree of candidate of sciences, Postgraduate School of the National Research University Higher School of Economics (HSE).
Аннотация.
В статье проведён сравнительный анализ национальных программ интеллектуальной репатриации в разных странах (Китай, Южная Корея, Бразилия, Польша и др.). Авторы выявляют сильные и слабые стороны зарубежных моделей, а также оценивают применимость их элементов в российской действительности. Обосновывается необходимость формирования национальной стратегии, ориентированной на интеграцию науки и бизнеса, поддержку исследовательских школ и создание условий для возвращения уехавших специалистов. Сделан вывод, что международный опыт может служить опорой для формирования российской политики интеллектуальной репатриации в целях укрепления научно-технического потенциала.
Annotation.
The article provides a comparative analysis of national intellectual repatriation programs in various countries (China, South Korea, Brazil, Poland, and others). The author identify the strengths and weaknesses of foreign models and assess the applicability of their elements in the Russian context. The necessity of developing a national strategy aimed at integrating science and business, supporting research schools, and creating conditions for the return of emigrated specialists is emphasized. The article concludes that international experience can serve as a foundation for shaping Russia’s intellectual repatriation policy to strengthen its scientific and technological potential.
Ключевые слова. Инновационное развитие, «утечка умов», высококвалифицированные специалисты, кадровый дефицит, демографическая воронка, искусственный интеллект, огосударствление науки, национальная программа интеллектуальной репатриации, государственный комитет по науке и технике, научно-техническая политика, взаимодействие бизнеса и науки.
Keywords. Innovative development, “brain drain”, highly qualified specialists, personnel shortage, demographic funnel, artificial intelligence, nationalization of science, national program of intellectual repatriation, state committee on science and technology, scientific and technical policy, interaction between business and science.
Современные общества — это общества знаний и технологий, которые являются набором индикаторов уровня цивилизации, они являются языком, на котором цивилизация пишет свою историю. Когда лучшие умы покидают страну, нарушается непрерывность технологического развития, образуются пробелы инновационной системы государств. «Утечка умов», или интеллектуальная миграция, является серьезной проблемой мирового масштаба угрожающая культурно-цивилизационному разнообразию в технологическом развитии человечества. Постоянный приток высококвалифицированных кадров в страны с развитой экономикой положительно сказывается на безопасности принимающих стран, поэтому в данных странах действует специальная нормативная база, стимулирующая приток интеллектуальных мигрантов из-за рубежа. В это же самое время в странах-донорах тормозится развитие науки, военной промышленности, снижается уровень безопасности и экономические показатели. Индустриальные страны привлекают иностранных специалистов в количестве, намного превышающем реальные потребности. Многие мигранты: врачи, ученые не могут устроиться по специальности и работают таксистами, сторожами, официантами, хотя часто даже неквалифицированная работа в стране с развитой инновационной системой оплачивается выше, чем труд физика-ядерщика, врача, инженера, профессора у него на родине.
Государства конкурируют за талантливых людей, США лидер в «погоне за умами» за последние десятилетия привлекли из развивающихся стран 250 000 высококвалифицированных специалистов[1]. Активную роль в этом процессе играет Центральное Разведывательное Управление США (ЦРУ), в том числе из стран, причастных к разработке ядерного оружия, например из Ирана. Используются различные методы, к примеру организация научных конференций. Агенты спецслужб следят за предстоящими конференциями по всему миру и выявляют те, которые их интересуют. Затем они вступают в контакт с талантливыми учёными и проводят их вербовку, предлагают сразу решить вопросы гражданства, проживания, достойного финансирования. В последующем они же препятствуют возвращению ученых-эмигрантов на родину[2]. Многие российские ученые сталкиваются с серьезным противодействием «людей в штатском» в тех странах, где они проживают. Некоторых попросту отказываются выпускать, на других давят психологически, есть факты убийств при невыясненных обстоятельствах ученых, громко заявивших о желании вернуться. На поверку оказывается, что США, Англия, Канада и Германия не горят желанием расставаться с талантливыми российскими учеными[3].
За последние 25 лет Россия в целом понесла чистые кадровые потери в большинстве дисциплин, в особенности в пяти дисциплинах: нейронауках, науках принятия решений, математике, биохимии и фармакологии. Россия проигрывает в международном обмене высококвалифицированными специалистами.
Рисунок показывает, что в первую пятерку стран переезда ученых вошли США, Германия, Великобритания, Франция, и Швеция, хотя их порядок варьировался в зависимости от основной области науки. США неизменно были наиболее распространенным местом назначения. Для физических и медицинских наук вторым и пятым по распространенности местом назначения были Германия, Франция и Великобритания. В сфере социальных наук второе-пятое места по популярности заняли Великобритания, Германия. В области естественных наук второе-пятое места по популярности заняли Германия, Великобритания, Франция и Швеция[4].

Рис 1. Анализ международной миграции ученых по дисциплинам с использованием библиометрических данных Scopus за 1996–2020 гг.
Россия развивает весь мир за свой счет. Это утечка мозгов, идей и разработок, с последующим приобретением наукоемкой продукции. За рубежом хотят работать половина российских ученых[5]. Мы «доноры идей» для чужих экономик и проблема не столько в том, что многие специалисты уезжают от нас (из Англии тоже едут), проблема в том, что на много меньше едут к нам. Россия сталкивается с многослойным и системным оттоком человеческого капитала, который напрямую влияет на её суверенитет, технологическое развитие и устойчивость как государства. Речь идёт о кадровом голоде в высокотехнологичных, научных и образовательных сферах, вызванном сразу несколькими взаимосвязанными факторами: утечкой умов за рубеж, старением профессионального ядра, недостаточной подготовкой молодых кадров внутри страны и ухудшением демографической ситуации.
С 2015 г. число исследователей со степенью ежегодно падало во всех федеральных округах России. К 2024 г. количество докторов наук снизилось на 23%, составив 21 705 человек. Кандидатов наук за тот же период стало меньше на 19%. К 2024 г. их было 67 881 человек, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Росстат учитывает только сотрудников научных организаций, совместители или ученые защитившиеся и работающие в других областях не попадают в отчет. После защиты ученые часто предпочитают другие сферы экономики, где зарплаты выше, а нагрузка ниже, или уезжает зарубеж, поэтому отток ученых гораздо выше[6].
В России за 2010–2019 годы было более 440 000 опубликованных исследователей (сравнимо с Австралией и Италией), которые выпустили почти 700 000 научных публикаций (сравнимо с Южной Кореей)[7].
Согласно заявлению статс-секретаря министерства образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, в Европе работают по специальности более 25 тыс. ученых, эмигрировавших из России, а 30 тысяч работают за рубежом по временным контрактам[8]. Президент РАН А. М. Сергеев заявил, что в 1990-х и начале 2000-х годов из России выехали 40 тысяч профессоров[9].
За последние 30 лет Россию покинули десятки тысяч высококвалифицированных специалистов — от математиков и физиков до врачей, айтишников и биоинженеров. По оценкам научных организаций и университетов, ежегодно уезжают до 70 000 человек с высоким уровнем образования, многие — навсегда. Отъезд сопровождается утратой научных школ, ослаблением прикладной науки, разрушением преемственности, дефицитом исследовательских групп. Особенно острая нехватка ощущается в таких направлениях, как искусственный интеллект, квантовые технологии, молекулярная биология, инженерия, нейронауки и стратегическая медицина.
По данным «Глобального инновационного индекса» (Global Innovation Index) 2024 года, Россия заняла 59-е место из 133 стран. Инновационный индекс за 2024 год составляет 29,7 балла, что ниже среднемирового показателя, составляющего 31,57 балла на основе данных из 132 стран[10]. Объясняется это недостаточной эффективностью национальной инновационной системы, которая имеет тенденцию к нарастанию, связанному с оттоком талантов и высококвалифицированных кадров за рубеж, уменьшающий возможности научного и технологического развития страны и конкурентоспособности российской экономики. «Утечка умов» — это глобальная проблема, с которой сталкивались и продолжают сталкиваться на разных фазах своей экономической активности Российская Федерация, в потоке свободной трудовой миграции возрастает доля высококвалифицированных специалистов с высоким интеллектуальным потенциалом, которые становятся участниками уже не национального, а глобального рынка труда. Причинами оттока исследователей становятся несоответствие уровня оплаты труда ожиданиям соискателей, устаревание научной инфраструктуры, дефицит источников и объемов финансирования исследований. Реализация целей технологического развития потребует большого количества высококвалифицированных специалистов. У ведущих ученых и специалистов должны расширяться возможности для самореализации, а также возможности роста благосостояния. Государство при этом должно предусмотреть соответствующие механизмы, которые позволят эти возможности реализовать, говорится в Концепции технологического развития России [11].
Как нам видится один из примеров не дальновидных решений. В российском праве закреплена бронь от мобилизации для студентов и аспирантов. Российские же преподаватели, ученые, кандидаты и доктора наук трудящиеся в вузах и НИИ, не могут рассчитывать на бронь от мобилизации. Правовое управление Госдумы не поддержало законопроект, который регламентировал такую льготу, Минобороны так же не поддержало версию законопроекта[12]. По данным пограничной службы ФСБ, число выехавших россиян с июля по сентябрь 2022-го только в Казахстан, Армению, Киргизию, Таджикистан, Монголию и Абхазию, стало рекордным за пять лет и составило 9,7 млн, многие рассматривали эти страны как временные[13], с целью переезда в более развитые страны: США, Германия, Франция, Великобритания и Япония. Среди уехавших 14% составили сотрудники науки научного сектора[14], в основном представляющие молодые возрастные группы, и также большое количество высококвалифицированных специалистов, только IT-специалистов уехало из России 100 000 в 2022 году и не вернулись, сообщил глава Минцифры Максут Шадаев[15].
Не лучшее воздействие оказали Государственные Программы в сфере помощи возвращению на родину иностранных студентов, находящихся в России, действовавшие более 11 лет в рамках сотрудничества с Международной организацией по миграции[16].
В Глобальном индексе конкурентоспособности талантов Международной бизнес-школы INSEAD, Россия вошла в топ-10 стран в разделе «Эмиграция изобретателей»[17], где изобретатель — это не просто человек, это «ходячий актив» с мультипликатором и одно открытие может рождать отрасли. Когда они уезжают, государство фактически безвозмездно экспортирует будущее.
Сегодня кадровый дефицит в научно-образовательной и высокотехнологичной сферах стал системной проблемой России. Он затрагивает ключевые институты: университеты, исследовательские центры, инжиниринговые компании, здравоохранение и стратегические производства. При этом ситуация имеет не локальный, а структурный характер — с нарастающим эффектом в течение ближайших 10–15 лет. Средний возраст профессоров и ведущих исследователей в университетах превышает 55 лет, а в некоторых научных институтах — 60 лет и выше[18]. Одновременно наблюдается дефицит среднего звена — тех, кто должен был бы прийти на смену: младших научных сотрудников, кандидатов и докторов наук в возрасте 30–45 лет. Именно это поколение массово уезжает за рубеж или уходит в бизнес. Система «академических династий» (учитель → ученик → ученик ученика) разрывается, школы прекращают своё существование, уникальные компетенции исчезают. Уход одного «носителя» знаний может быть равен исчезновению целой исследовательской ниши.
Сегодняшняя подготовка кадров в вузах, количественно удовлетворительна, но с качеством сложности. Формально ежегодно выпускается достаточное число специалистов — но далеко не все из них остаются в профессии, а тем более в ВУЗах. Трудоустройство выпускников не по специальности стало массовым явлением в России. Более 50% молодых специалистов выбирают профессии, не связанные с их дипломом, а ещё 30% — даже не по профилю[19]. Эта ситуация кардинально отличается от практики в Германии, Японии или США[20]. Причины: ВУЗы России ежегодно выпускают сотни тысяч специалистов по экономике, юриспруденции и менеджменту, хотя рынок труда перенасыщен этими профессиями, но сохраняется дефицит технических специалистов. Вузовские программы не соответствуют реальным требованиям работодателей и отстают от современных трендов. Низок престиж научной карьеры. Недостаточные стартовые зарплаты и отсутствуют карьерные перспективы и т.п.
Отдельная проблема рождаемость и демографическая воронка. Кадровый голод в науке и технологиях будет только усиливаться в связи с демографическим спадом. Уже сейчас в вузы поступают поколения, численно вдвое уступающие тем, кто учился в начале 2000-х. Дефицит кадров в России достиг критической отметки в 5 миллионов человек и может увеличиться в 4-5 раз до 20 миллионов к 2030 г.[21] к 2028 году число школьников снизится с 18 млн в 2024 году до 16,3 млн[22]. Это означает: объективное сужение воронки отбора в науку, снижение конкуренции и качества, дальнейшее давление на «усыхание» исследовательской среды. Без внешнего вливания новых научных кадров (в том числе из числа уехавших специалистов) внутренние резервы страны могут быть исчерпаны. Россия вступает в фазу структурного кадрового дефицита, который невозможно преодолеть за счёт только внутренних ресурсов. Подготовка новых специалистов требует времени, денег и инфраструктуры, а уезжают как раз те, кто уже обладает компетенциями.
Основные причины эмиграции специалистов носят комплексный характер: зарплаты исследователей, преподавателей и инженеров в России значительно уступают зарубежным аналогам. Владимир Путин, во время встречи с участниками IV Конгресса молодых ученых выступил с заявлением, что уровень зарплаты является одним из важнейших показателей для привлечения молодых специалистов в науку и образование[23]. Во многих российских НИИ и вузах отсутствует современное оборудование, экспериментальная база, а также условия для самостоятельной работы. Молодой учёный сталкивается с необходимостью либо подстраиваться под старые научные школы, либо покидать профессию. Научная среда забюрократизирована, грантовая отчётность, конкурсы, согласования, часто преобладает над исследовательской деятельностью. Во многих институтах слабо развиты внешнее партнёрство, не поощряется участие в международных проектах, отсутствуют программы академической мобильности.
Отдельная нарастающая проблема, это Искусственный Интеллект – «троянский конь», который не случайно при огромных затратах на его создание, предлагается бесплатно, потому что служит сборником новых идей и открытий, черновиков научных работ, патентных замыслов. Вся информация, попадающая в приложения ИИ не пропадает, а сортируется, анализируется и сохраняется. США под видом бесплатной предложения ведут системный сбор знаний по всему миру. Это опасно для национальной безопасности, в особенности, когда ученые используют в работе иностранный ИИ в исследованиях, связанных с национальной безопасностью, ВПК, технологиями двойного назначения, интеллектуальной собственностью и прорывных научных исследованиях. Учёный или инженер сам добровольно выкладывает в «виртуального ассистента» то, что требует многомиллионных затрат на научную инфраструктуру, годы работы научных коллективов. Этот продвинутый инструмент используется одновременно и в помощь, промышленному шпионажу, агентурной работе, хакерам, либо миграционному привлечению иностранных учёных. «Бездонный сундук идей», из которого хозяева модели ИИ берут всё ценное. Как нам видится законодательство о защите данных при использовании ИИ на стадии умышленно медленной разработки.
Рассмотрим мировой опыт интеллектуальной репатриации. Различные страны с разным уровнем экономического и научного развития осознали важность обратной интеллектуальной миграции как инструмента укрепления своих исследовательских систем. Опыт стран, которые добились успехов в этой сфере, демонстрирует, что возврат уехавших специалистов требует системного, гибкого и мотивирующего подхода. Рассмотрим несколько примеров.
Китай. Самая известная программа репатриации ученых запущенная 2008г., Thousand Talents Plan (TTP) «План тысячи талантов»[24]. В Китай вернулись порядка 200 тыс. ученых, которые работали в основном в Америке, Японии и Австралии. Возвращенцев дополнительно стимулировало то, что каждый год государственные расходы на науку в Китае увеличивались на 20% и в один прекрасный момент оказалось, что китайцам просто нет смысла уезжать в поисках более высокого материального уровня. Зарплата ученого в Китае превысила среднюю австралийскую и приблизилась к американской. Китайские университеты в среднем платят первым авторам более $43,000 за публикацию в журналах Science или Nature, с максимальными выплатами до $165,000[25]. В Америке столько получают только успешные, хорошо известные в своей среде научные работники. США расценили программу «План тысячи талантов» как угрозу для своих интересов и начали проводить, давление и расследования. В результате прессинга со стороны США Китай в 2019 г. программу переименовал в «План привлечения высококлассных иностранных экспертов» (National High-end Foreign Experts Recruitment Plan) и запустил еще ряд общенациональных программ, включая: Qiming («Просвещение»), Huoju («Факел»), Chang Jiang Scholars Award Program (Программа стипендий имени Чан Цзяна) и т.п.
Южная Корея. Программы возвращения корейских ученых «Brain Return 500 «возврат мозгов 500» начаты с конца 1990-х годов, в рамках которых привлекаются вузы, государственные фонды, частные компании. Институт фундаментальных наук (IBS Institute for Basic Science) с 2011 г. центральный элемент стратегии привлечения талантов. 30 исследовательских центров с более чем 60 исследовательскими группами по всей стране со штаб-квартирой в Тэджоне. Но отток продолжается и 9,2% южнокорейских академических работников переехали за границу между 2021 и 2024 годами, что на 2% больше, чем в 2017-2020 гг, что указывает на продолжающиеся проблемы с удержанием талантов.
Бразилия. Государственная программа возврата ученых через «Conhecimento Brasil» (2024-2029). В 2024 году Бразилия запустила национальную стратегию стимулирования научной репатриации через Национальный совет по научному развитию (CNPq). В рамках стратегии выделено 190 млн. долларов на пятилетний цикл. Более 2500 бразильских исследователей и исследовательниц, базирующихся в 56 странах, заявили интерес к возвращению в Бразилию или сотрудничеству с национальными учреждениями и компаниями. Большинство приедет из США, Германии, Франции, Португалии и Англии, но возвращающиеся исследователи не имеют гарантий трудоустройства и после окончания стимулирующих стипендий, могут запросто вернуться обратно за границу. Размеры стипендий репатриантам больше зарплат адъюнкт-профессоров и доцентов университетов и намного превышают федеральные стипендии на тех же уровнях, что привело к забастовке не уезжавших ученых.
Результаты и методы программ возвращения и удержания на родине ученых в разных странах различны. Так, Польша — Программа «Polish Returns от NAWA»; Испания — «Программа Ramón y Cajal»; Аргентина — Программа «Raíces»; Колумбия — Сеть «Red Caldas» (с 1991); Мексика — «Red Global MX», ранее «Red de Talento Mexicano»; Индия — «Ramalingaswami Re-entry Fellowship» и т.д. Опыт ошибок и успехов, достигнутый в рамках реализации программ репатриации, особенно интересен для России.
В России действует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом[26]. Программа имеет гуманитарно-благотворительный характер, оказания помощи в добровольном возвращении в Россию. Направлена на поддержку этнических русских и русскоговорящих и не ставит специальных задач по технологическому развитию или созданию стимулов для переселения высококвалифицированных специалистов и ученых. Российская программа переселения и возврата соотечественников, бьет, что называется, по площадям и возвращаются наименее востребованных в научном и экономическом плане. Часто это малоимущие и возрастные группы переселенцев. Страна же нуждается в специалистах, научных кадрах, обучившихся и работавших за границей, а также в привлечении иностранных учёных в стратегически важные отрасли. В России отсутствует широкая и системная программа привлечения именно научных и профессиональных кадров. Это создает значительный пробел в подходах к решению проблемы «утечки мозгов».
Попытка сформировать программу репатриации именно ученых была. 24.09.2015 г. на заседании Правительства РФ Константин Ромодановский, на тот момент директор Федеральной миграционной службы РФ, анонсировал старт проекта по переселению учёных и научных работников. «К сентябрю 2015 года 44 учёных, которые имеют степени докторов и кандидатов технических, экономических и медицинских наук, уже переселились в Россию, а 21 человек находится в стадии оформления». При этом Российская Академия Наук (РАН) в 2015 году доложила о возвращении 420 инженеров и учёных, занимающихся наиболее актуальными научными и технологическими проблемам[27]. По поручению правительства эта работа велась Федеральной миграционной службой совместно с Федеральным агентством научных организаций (ФАНО) и РАН. Позднее в ФАНО на вопросы журналистов не знали, что именно ему Правительство поручало разрабатывать предложения по развитию проекта по переселению ученых в Россию. РАН ничего не смогла объяснить по поводу цифр и не имеет никаких возможностей для разработки такой программы. Найти переселившихся ученых неудалось. Запуск программы по возвращению ученых оказался пустыми, но красивыми словами.
В 2010 году запустили Федеральную Программу «Mega Grant» (Постановление Правительства РФ №220[28]). Цель программы – создание в российских университетах и научных организациях исследовательских лабораторий мирового уровня под руководством ведущих российских и зарубежных учёных[29]. Программа действует уже более 10 лет, за это время в 150 организациях было создано 345 лабораторий в 37 субъектах РФ. В этой программе участвуют 186 учёных из 135 стран и, представляющих зарубежные лаборатории [30]. В 2024 году прошёл 10-й конкурс. До 500 млн руб. для проектов опытных учёных (5 лет). До 30 млн руб. для молодых исследователей (2 года). В 10‑м конкурсе «Mega Grant» (2024) поступило 102 заявки на проекты опытных учёных — победителями стали 8 проектов, которые будут реализовываться в российских вузах и научных организациях под руководством ведущих учёных из Беларуси, Великобритании, Италии, Нидерландов, Франции, Швеции и Японии. Зарубежные учёные, получившие грант, должны будут работать в России минимум 3 месяца в 2024, минимум 6 месяцев в 2025. Ставка сделана как на ученых проживающих в России, так и на иностранных заявителей, программа не имеет целью репатриант отечественных ученых. Проблемой является стратегическая краткосрочность программы данной программы: гранты выделяются, но при отсутствии системных изменений, удержать учёных надолго не получится. За 14 лет программа привлекла около 100 ученых ежегодно и часть из них репатрианты, но только за 2022–2024 годы потери уехавших составили десятки тысяч исследователей, в особенности активно уезжают молодые ученые, что критично для воспроизводства научных кадров.
Сегодня России необходима не просто программа, а государственная политика в сфере международной миграции специалистов и ученых, которая учитывала бы опыт зарубежных стран. России необходимо включиться в развернутую конкурентную борьбу, в которой активно участвуют США, Китай, Канада, Великобритания, Германия и др. Правительства этих государств принимают комплекс мер из арсенала миграционной политики для стимулирования возврата выехавших за рубеж студентов, эмигрировавших высококвалифицированных специалистов, создавая привлекательные условия для их проживания и перспективы профессионального роста. К таким мерам относятся: гибкая система квот для временной иммиграции специалистов; специальные программы, стимулирующие приток дефицитных категорий специалистов; упрощение процедуры и условий найма для высококвалифицированных специалистов; возможность работы на своей территории после окончания учебы для иностранных студентов.
В тесной связи с миграционными мерами должны осуществляться специальные мероприятия, относящиеся к области политики в сфере образования и инноваций, призванные не только содействовать возвращению высококвалифицированных специалистов, обучавшихся и работавших за границей, а также заинтересовывать проживающих в стране специалистов и студентов не уезжать, а работать на родине. К таким мерам можно отнести финансовую поддержку — наличие системы грантов, налоговые стимулы, программы содействия переселению ученых-эмигрантов. Возможно возрождение отдельного государственного органа, Государственного Комитета по науке и технике, который бы занимался формированием научно-технической политики, в том числе, разработкой и реализацией программ по переселению учёных и научных работников, налаживанием взаимодействия бизнеса и науки, оценкой научных институтов через критерий внедрения в производство, открытий, изобретений и результатов поисковых исследований.. На начальном этапе целью может быть даже не возврат уехавших, а снижение или остановка оттока.
Возможная Национальная программа интеллектуальной репатриации должна быть оформлена как межведомственный проект при участии Министерства науки и высшего образования, Службы Внешней Разведки, Минцифры, Минэкономразвития, крупных университетов, госкорпораций и институтов развития (РВК, Сколково, ВЭБ.РФ). Целевое управление следует возложить на отдельный Комитет по науке с возможностью прямого взаимодействия с Правительством. Ключевые цели программы: возвращение в Россию квалифицированных специалистов и учёных; восстановление научных школ и исследовательских команд; ликвидация кадровых провалов в стратегических отраслях; развитие научно-инновационного интегрирования бизнеса и науки.
Нужно понимать, кого возвращать и зачем возвращать. Возвращать полностью или частично, регламентируя в том числе международные контакты и работу «научными посланниками». Полноценная репатриация не всегда возможна или необходима, подход должен быть гибким. Для ряда категорий (профессора, предприниматели, учёные с зарубежной аффиляцией) целесообразно предлагать механизмы: проектная репатриация — работа в России по контракту 3–6 месяцев в год; дистанционная репатриация — работа над российскими научными и технологическими проектами с сохранением зарубежной локации; двойная аффиляция — признание трудового стажа и научных результатов, полученных в сотрудничестве с российскими учреждениями.
Работа по созданию благоприятного климата для работы российских ученых идет, в том числе и над созданием современной исследовательской инфраструктуры. Так стратегией научно-технологического развития РФ[31] к 2030 году запланировано увеличение в два раза финансирования науки и НИОКР за счет частного сектора. Для этого необходимо налаживать отраслевое взаимодействие между НИИ, ВУЗАми и профильными союзами предпринимателей, как инструмент открытости и коммерциализации научных разработок. В России науку финансирует государство, а не бизнес, в пропорции 70% против 30%[32]. Это один из самых высоких уровней огосударствления науки, так в западных странах пропорция противоположная в среднем 75% на 25% в пользу предпринимателей. Как следствие ученые работают в государственных учреждениях, где зарплаты значительно ниже, чем в бизнес-ориентированной науке. Необходимо совершенствование нормативно правового регламентирования процесса научно-инновационного интегрирования бизнеса и науки, рабочих схем финансирования бизнесом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Поэтапное увеличение частных инвестиций на научные исследования, с привлечением денег массового бизнеса в науку, развитие частно-государственного партнерства[33].
Россия богата талантами, но бедна механизмами их удержания, развития и возврата. Сегодня, когда границы стали не столько географическими, сколько технологическими, страна уже не может позволить себе терять тех, кто способен создавать новое знание, проектировать будущее и защищать её интеллектуальный суверенитет. Утечка умов — это не просто статистика отъезда, это потеря научных школ, исследовательского инстинкта, менторства, прорывных идей, живой связи поколений, того, что строится десятилетиями и может быть утрачено за одно поколение.
Те, кто уехал, должны вернуться — не в прежнюю Россию, а в страну, которая осознаёт их ценность, признаёт их вклад и создаёт для них условия не просто выживания, а развития. Чтобы это стало возможным, требуется политическая воля, межведомственная координация, нормативная база и финансовые инструменты. Возвращение лучших должно быть не исключением, нормой. Нормой для сильной, разумной и живой страны.
[1] Митин Д.Н. Интеллектуальная миграция: сущность, последствия и пути решения. Вестник РУДН, серия Политология, 2021, № 1
[2] «Возвращению ученых-эмигрантов в Россию противодействуют западные спецслужбы и отечественные чиновники». РАН 2025 — http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=fd0273df-2a40-49cb-804d-aae0c68cad3f&print=1
[3] Мозги выносят! Источник газета «Наша версия» 21.12.2009: https://versia.ru/vozvrashheniyu-uchyonyx-yemigrantov-v-rossiyu-protivodejstvuyut-zapadnye-specsluzhby-i-otechestvennye-chinovniki?ysclid=mescfze42f511311931
[4] Springer Nature Том 126 , страницы 7875–7900, ( 2021 ) https://link.springer.com/article/10.1007/s11192-021-04091-x
[5] «Больше половины российской молодежи заявили о желании эмигрировать». Audit-it.ru URL: https://www.audit-it.ru/news/others/1001499.html
[6] Газета Ведомости от 08.09.2025 «С 2015 года число исследователей с ученой степенью сократилось на 20%» Подробнее: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2025/09/08/1137417-chislo-issledovatelei-s-uchenoi-stepenyu-sokratilos?from=copy_textи
[7] Согласно данным SciVal за 2010–2019 годы, Сноска (Elsevier. www.scival.com (дата обращения: 05.09.2025)
[8] Wikipedia Утечка мозгов -https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B2
[9] Санкт-Петербургские ведомости «Звучание научного оркестра» 22.01.2020 https://spbvedomosti.ru/people/artem-totolyan/
[10] Данные с сайта «Глобальная экономика» TheGlobalEconomy.com — https://www.theglobaleconomy.com/russia/gii_index/
[11] Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 N 1315-р (ред. от 21.10.2024) <Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года> (вместе с «Концепцией технологического развития на период до 2030 года»)
[12] Коммерсант 17.01.2023 «Отсрочку не возводят в степень» https://www.kommersant.ru/doc/5773599
[13] РБК Путин заявил о хорошей тенденции с «возвращенцами» 12.09.2023 https://www.rbc.ru/politics/12/09/2023/64fff94b9a79473e364bcdf6?ysclid=mesdk3hakt473340009
[14] Магистерская диссертация «Международная миграция российских исследователей социальных и гуманитарных наук: причины отъезда и возвращения» (2024 г.) выполнена в НИУ ВШЭ под руководством Алёны Игоревны Нефедовой. https://www.hse.ru/ba/epa/students/diplomas/926676246
[15] Forbes 20.12.2022 Глава Минцифры сообщил о 100 000 уехавших из России айтишников https://www.forbes.ru/tekhnologii/482755-glava-mincifry-soobsil-o-100-000-uehavsih-iz-rossii-ajtisnikov
[16] КонсультанатПлюс Статья: Правовые и организационные основы сотрудничества Российской Федерации с Международной организацией по миграции: проблемы и пути совершенствования (Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.) («Административное право и процесс», 2023, N 11)
[17] РБК «Наука возвращать» 20.12.2017 https://plus.rbc.ru/news/5a383fb57a8aa911715b48e9
[18] Высшее образование в России «Ещё раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции» Том 32 №3 (2023) — https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/4270
[19] Газета Gazeta.ru от 15.05.2025 «Стало известно, сколько выпускников вузов в РФ работают не по специальности». https://www.gazeta.ru/social/news/2025/05/15/25789844.shtml
[20] Газета России 17.05.2025 «Почему все больше выпускников в России идут работать не по специальности» — https://gor.press/articles/society/pochemu-vse-bolshe-vypusknikov-v-rossii-idut-rabotat-ne-po-speczialnosti/
[21] Издание Правительства Санкт-Петербурга «Кадровый голод в России: дефицит может вырасти до 20 миллионов к 2030 году» от 29.07.2025 https://spbdnevnik.ru/news/2025-07-29/kadrovyy-golod-v-rossii-defitsit-mozhet-vyrasti-do-20-millionov-k-2030-godu
[22] ИТАР ТАСС «В России к 2028 году ожидают снижение числа школьников до 16,3 млн» от 21.05.2024 https://tass.ru/obschestvo/24012261
[23] Аргументы и факты 02.12.2024 «Путин назвал зарплату важным стимулом для привлечения молодежи в науку» https://aif.ru/politics/putin-nazval-zarplatu-vazhnym-stimulom-dlya-privlecheniya-molodezhi-v-nauku.
[24] Wikipedia — Thousand Talents Plan https://en.wikipedia.org/wiki/Thousand_Talents_Plan?ysclid=mevi3p0k7k803462360
[25] Sience. «Cash bonuses for peer-reviewed papers go global» 10/08/2017 — https://www.science.org/content/article/cash-bonuses-peer-reviewed-papers-go-global
[26] Указ Президента РФ от 22.06.2006 N 637 (ред. от 18.09.2024) «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
[27] Официальный сайт Правительства РФ «Доклад Константина Ромодановского о реализации госпрограммы по содействию добровольному переселению в Россию соотечественников» — http://government.ru/news/19785/
[28] Постановление Правительства от 09.04.2010 № 220 «О мерах по привлечению ведущих учёных в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения и государственные научные центры Российской Федерации.».
[29] Сайт Национальные проекты РФ. https://национальныепроекты.рф/opportunities/prisoedinitsya-k-programme-megagrantov/
[30]Встреча Президента РФ с получателями мегагрантов и ведущими учёными 13.06.2024. Сайт Президента РФ — http://en.kremlin.ru/events/president/news/74274
[31] Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 28.02.2024 №145.
[32] Газета РБК от 23.04.2024 «Ведущие эксперты предложили видоизменить систему управления российской наукой» — https://www.rbc.ru/newspaper/2024/04/23/662622be9a79471728714a8e
[33] О концепции инновационной интеграции науки и бизнеса. Трунов И.Л. Научный журнал “Вестник образования и развития науки РАЕН”, выпуск №4 2024 С. 39-46