«Еда – это оружие». Продовольственная безопасность России. Печ. Вестник дипломатической Академии МИД России. Международное Право. № 4 (19) 2022 0,48 — Союз адвокатов России

Союз адвокатов россии

«Еда – это оружие». Продовольственная безопасность России. Печ. Вестник дипломатической Академии МИД России. Международное Право. № 4 (19) 2022 0,48

25.01.2023

Статья опубликована: в Евразийском юридическом журнале. № 11 (174) 2022; в Вестнике дипломатической Академии МИД России. № 4 (19) 2022

©Трунов И.Л.

д.ю.н., профессор, к.э.н., действительный член РАЕН.

Председатель исполкома Союза пищевой промышленности.

 

«Еда – это оружие».

Продовольственная безопасность России.

 

«Food is a weapon.»

Food security of Russia.

 

 

Продовольственная безопасность актуальна, как в России, так и в мире в целом. Использование продовольственного кризиса может стать серьёзным оружием в современном мире. Не случайно Эрл Бутц Министр сельского хозяйства США ещё в 1974 г. заявил, что «еда – это оружие».

Санкционная политика в отношении России обязывает её Правительство и население существенно пересмотреть отношение к обеспечению страны необходимыми продуктами питания и, что самое главное, современными технологическими процессами, для предотвращения продовольственного кризиса.

Международная санкционная политика продовольственного давления, создаёт предпосылки голода и поэтому она, как разновидность войны должна регламентироваться гуманитарным правом.

В статье автор делает исследование по странам, в отношении которых применены санкции и предлагает в ближайшей перспективе принятия Федерального Закона «О продовольственной безопасности РФ» с целью защиты суверенитета России.

 

Food security is relevant today, both in Russia and in the world as a whole. The use of the food crisis can become a serious weapon in the modern world. It is no coincidence that Earl Butz, the US Secretary of Agriculture, declared back in 1974 that «food is a weapon.»

The sanctions policy against Russia obliges its Government and the population to significantly reconsider their attitude to providing the country with necessary food and, most importantly, modern technological processes to prevent a food crisis.

The international sanctions policy of food pressure creates prerequisites for famine and therefore, as a kind of war, it should be regulated by humanitarian law.

In the article, the author makes a study of the countries against which sanctions have been applied and suggests in the near future the adoption of the Federal Law «On Food Security of the Russian Federation» in order to protect the sovereignty of the Russian Federation.

 

Ключевые слова

Продовольственная безопасность России. Национальная безопасность и суверенитет страны. Санкции. Рынок пищевой промышленности. Контроль качества, льготное кредитование, дотирование, государственные программы развития пищевой науки. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Указы Президента в области продовольственной безопасности и стабильности. Климатические аспекты. Федеральные целевые программы.

Keywords

Food security of Russia. National security and sovereignty of the country. Sanctions. The food industry market. Quality control, preferential lending, subsidizing, state programs for the development of food science. The doctrine of food security of the Russian Federation. Presidential decrees in the field of food security and stability. Climatic aspects. Federal targeted programs.

 

 

Продовольственная безопасность в сегодняшних реалиях оказалась чрезвычайно важной настолько, что под угрозу могут попасть жизнь и здоровье людей, национальная безопасность и суверенитет страны, спокойствие и социальный мир в обществе. Надежд на то, что рынок сам урегулирует все проблемы пищевой отрасли нигде в мире нет. Везде опосредованно имеется государственное, часто не прямое, но жёсткое регулирование и планирование через систему контроля качества, льготного кредитования, дотирования, государственных программ развития пищевой науки и ее имплементации.

Сам термин «продовольственная безопасность» был введен в международную практику после сильнейшего зернового кризиса 1972–1973  гг. Международной продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) и означает гарантию обеспечения доступа всех жителей и в любое время к продовольствию в количестве необходимом для активной и здоровой жизни. В 1996 г. главы государств и правительств, представленные в ООН, приняли «Римскую декларацию о всемирной продовольственной безопасности» и «План действий Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия». В декларации заявлено «…об обязанности любого государства обеспечить право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода» [1].

Тем не менее в мире пищевая отрасль часто и давно используется как политический инструмент и оружие. Еда имеет большое влияние на политические действия любой нации. «Еда — это оружие», провозгласил Эрл Бутц Министр сельского хозяйства США в 1974г. Пищу достаточно давно используют в качестве политического инструмента для достижения своих целей[i], и не только Америка, но и многие «цивилизованные» страны используют силу продовольствия, как «дубину», бьющую в слабые места продовольственной безопасности других стран. И если «Еда — это оружие» по мнению американской администрации, которое никто не подверг сомнению, то широкомасштабная санкционная политика это форма войны.

Продовольственная безопасность России особенно актуальна сегодня при самой масштабной в мировой истории санкционной политике против граждан России и Российской Федерации. На сегодня введено 11785[ii] санкций, и эта цифра растет. Также по состоянию на начало сентября 2022 года 34% крупнейших иностранных компаний, работавших в России, ограничили деятельность в стране, 22% решили покинуть Россию[iii]. Акцент сделан во многом и на пищевую отрасль.

Всего несколько примеров, когда умышленная санкционная политика привела к гуманитарной катастрофе.

Куба – дискриминационные санкции, которые налагались в том числе и на иностранные компании, торговавшие с Кубой, повлекшие нехватку еды, голод, эпидемии заболеваний, приводящие к слепоте. Генеральная Ассамблея ООН ежегодно с 1992 года принимает резолюции, призывающие отменить санкции – не помогает. Официальная Куба рассматривает санкции как акт геноцида[iv].

Экономический кризис и голод в Северной Корее (КНДР), вызванный экономическими санкциями, только в 1995–1999 годы и унёс до 3 миллионов жизней[v].

Санкции в отношении Советской России – так называемая «золотая блокада», привели к «голодомору» 1932 ‒ 1933 г., жертвами стали не менее 7 млн. человек[vi].

Длительность санкций, арестов имущества, активов и золотовалютных запасов, огромны. Северная Корея 72 года, Куба 61 год, Иран 43 года, Сирия 35 лет, Бирма 31 год, Судан 28 лет и т. д. В условиях санкционной войны, даже резолюции Генеральной Ассамблеи ООН за которые проголосовали 182 страны в отношении Кубинского геноцида, не дают никакого эффекта.

Недопустима международная санкционная политика продовольственного давления, создающая предпосылки голода, она как разновидность войны должна регламентироваться гуманитарным правом[vii] и давно требует единообразной правовой формы (по типу Женевских Конвенций[viii]), но пока человечество не выработало гуманитарные механизмы и исходя из международного анализа, России нужно принимать соответствующую законодательную базу и готовится к новым условиям жизни.

Нужно учитывать, что при сегодняшнем населении мира превысившем 8 миллиардов человек и прогнозируемой численности населения более 9 миллиардов человек к 2050 году ожидаются усиление проблем с недоеданием и недостаточным питанием в особенности в развивающихся странах и эти тенденции будут только усиливаться. Исходя из приведенных оценок спрос на продукты питания во всем мире к 2050 году увеличится на 40–70%. Уже сегодня десятая часть населения планеты, около 811 млн человек, голодает.

Авторитетные эксперты выражают мнение, что желание создать трудности для России связано еще и с тем, что наибольшую выгоду от глобального потепления получает Россия, климат которой становится наиболее благоприятным. Россия является №1 в мире по потенциалу увеличения объемов производства продовольствия, прежде всего благодаря возможностям повышения урожайности за счет применения удобрений и современных агротехнологий, даже без учета расширения орошения и ввода дополнительных земель.

Продовольственная стабильность и устойчивость относится к долгосрочной способности продовольственных систем обеспечивать свою безопасность и продовольственное обеспечение таким образом, чтобы это не ставило под угрозу экономические, социальные и экологические основы, которые обеспечивают продовольственную безопасность и питание.

Президент России уже второй раз Указом утверждает «Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации», регулирующую важнейшие общественные отношения. Документ, представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности РФ. Обеспечение продовольственной независимости гарантирует физическую и экономическую доступность пищевых продуктов для каждого гражданина страны, соответствующих требованиям законодательства о техническом регулировании в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Одной из конституционно установленных прерогатив Президента является определение основных направлений внутренней и внешней политики страны. Президент издает Указы в целях предотвращения конституционными средствами образования в стране вакуума регулирования власти, восполняя пробелы законодательной власти в правовом обеспечении по вопросам, требующим решения, в порядке чрезвычайного законотворчества. Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ заявил: «Объем предстоящей законодательной работы настолько громаден, что парламент еще не скоро удовлетворит потребности практики в качественных законах»[ix]. При наличии правовых пробелов их восполнение с помощью нормативных актов главы государства до принятия соответствующих законов вполне естественно и правомерно, но это уже второй указ по одной и той же важной теме.

Еще в 2007 году, секретарь Совета Безопасности РФ отмечал: «Продовольственная безопасность России рассматривается как составляющая системы экономической безопасности страны. В настоящее время ключевые вопросы обеспечения продовольственной безопасности регулируются рядом базовых федеральных законов и постановлений Правительства РФ. Вместе с тем назрела необходимость принятия закона «О продовольственной безопасности РФ»[x].

В 1999 году Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ приняла модельный закон «О продовольственной безопасности», который был подписан многими парламентами стран СНГ, но не Россией, хотя две попытки внедрить закон о продовольственной безопасности в спокойные времена предпринимались, но не увенчались успехом.

Парламент Индии в 2013 году принял закон «О национальной продовольственной безопасности», декларировав что «Продовольственная безопасность означает наличие достаточного количества продовольствия для удовлетворения внутреннего спроса, а также доступ на индивидуальном уровне к достаточному количеству питания по доступным ценам».

Сегодня с учетом санкций, международного давления, специальной военной операции, требующей огромных ресурсов и т.д., кардинально изменилась ситуация, глава ЦБ России заявила о необходимости структурной перестройки всей экономики[xi].

Нужно принимать в расчёт, что самыми частыми причинами голода была не засуха или войны, а неграмотная и неэффективная экономическая политика.

Назрела необходимость принятия Федерального Закона «О продовольственной безопасности РФ», в котором на законодательном уровне закрепить основные направления государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности и продовольственной независимости РФ, создав законодательную базу, не только регулирующую планирование аграрного сектора, пищевой и перерабатывающей промышленности, но и ответственность за неисполнение норм закона. С целью продовольственной безопасности в стране государственное управление должно синхронизировать частные и общественные интересы субъектов правоотношений в сфере пищевой промышленности. Законодательно должны предусмотреть нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность пищевой отрасли. Они должны быть обязательны к исполнению, в противном случае, для нарушителей должны предусматриваться санкции.

В законе необходимо раскрыть и закрепить содержание таких основополагающих понятий как продовольственная безопасность и независимость России, и их обеспечение, продовольственный кризис, необходимый уровень продовольственного резерва и производства продуктов питания. Сформулировать понятия: жизненно важных продуктов питания, физиологических норм питания, а также физической и экономической доступности продуктов питания для населения страны.

В целях обеспечения продовольственной безопасности и государственного контроля рынка продовольствия Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо наделить определенными полномочиями. В частности, это касается вопросов разработки и реализации федеральных целевых программ обеспечения продовольственной безопасности, а также составления баланса необходимого и фактического уровней производства продовольствия, являющегося базой для планирования производства жизненно важных продуктов питания.

Регламентирование государственного контроля рынка продовольствия, учет производства продовольствия, контроля за движением оптовых партий продовольствия от его производства или импортно-экспортных потоков до поставок потребителям.

 

[1] Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности. ООН,1996,http:/www.g20civil/

com/ru/documents/205/577/

[i] Саймон Максвелл. Продовольственная безопасность: постмодернистская перспектива. //Продовольственная политика. 21 (2): 157. 1996 г.

[ii] https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard

[iii] Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/economics/07/10/2022/633e94809a79475aa5d84f00

[iv] Доклад генерального секретаря ООН. Права человека и односторонние принудительные меры. A/HRC/4/61, 24 января 2007 г.

[v] 20 сентября 2008 Генсек ООН обещает помощь жертвам наводнения в КНДР. Русская служба Би-би-си. 15 августа 2007.

[vi] Заявление ГД РФ 5 созыва. Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР.

[vii] Совокупность международно-правовых норм и принципов, минимизирующих страдания и лишения лиц, вовлечённые в международный конфликт, также ограничивающих враждующие стороны в выборе средств и методов руководствуясь принципом гуманизма. от 02.04.2008 г.

[viii] — Женевские конвенции ООН и протоколы к ним. https://www.un.org/ru/humanitarian/law/geneva.shtml

[ix] Послание Президента Российской Федерации. О действенности государственной власти в России. 16.02.1995 г

[x] Иванов И.С. Ответы Секретаря Совета Безопасности РФ на вопросы участников интернет-конференции, посвященной 15-летию образования Совета Безопасности РФ. www.scrf.gov.ru.

[xi] Набиуллина заявила о необходимости структурной перестройки экономики России. Московский комсомолец. 15.11.2022. https://www.mk.ru/economics/2022/11/15/nabiullina-zayavila-o-neobkhodimosti-strukturnoy-perestroyki-ekonomiki-rossii.html.