После прошедших терактов сами торговые центры не проявили инициативы в защите своих посетителей
Депутат комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Олег Денисенко потребовал от координирующего силового ведомства — Национального антитеррористического комитета (НАК), а также Министерства внутренних дел в срочном порядке обязать торговые центры установить арочные металлодетекторы и усилить контроль за такими объектами.
В Думе рассчитывают на полномочия НАКа
В депутатском запросе (есть у редакции), который отправлен 23 ноября в НАК и МВД, отмечается, что усилить безопасность торговых центров особенно важно в предновогодний период, когда посещаемость крупных магазинов резко возрастает.
— Торговые центры являются местом большого скопления людей. Мы должны обязать владельцев торговых центров установить рамки-металлодетекторы, это повысит безопасность людей. Необходимо как можно скорее обязать владельцев торговых центров установить металлодетекторы на входах. Мы могли бы подготовить законопроект или поправки, но их одобрение и принятие займет много времени, а рамки должны быть установлены уже сейчас, поэтому мы напрямую обратились в НАК и МВД, — сказал депутат «Известиям». В его запросе также отмечена необходимость усилить контроль за безопасностью на вокзалах.
По словам президента коллегии адвокатов «Трунов и партнеры» Игоря Трунова, вполне реально обязать торговые центры оперативно поставить металлодетекторы.
— Чтобы обязать торговые центры установить рамки металлоискателя на входах до предновогоднего ажиотажа, не нужен отдельный закон или подзаконный акт. Все полномочия есть у Национального антитеррористического комитета в соответствии с законом «О противодействии терроризму» и указами президента. Такое решение может быть принято в сжатые сроки, — отметил юрист. — Установка арочных металлодетекторов — минимальная мера безопасности, однако их должны не просто поставить, а четко ими пользоваться. У нас не существует меры ответственности за халатность сотрудников охраны, которые контролируют входы в здания, в том числе работу рамок. Теракт в Домодедово это доказал: террорист смог пронести взрывное устройство через рамки. У НАКа огромный перечень полномочий, теоретически, они могут заставить внимательно следить за входами в здания.
Представитель НАКа от комментариев отказался, в МВД не смогли оперативно ответить на запрос.
Поставщики металлодетекторов уже нарастили продажи
Теракт в российском самолете А321, серия террористических атак в Париже, а также угрозы со стороны «Исламского государства» в адрес России, как выяснили «Известия», не подтолкнули управляющих ТЦ усилить безопасность. Из 15 опрошенных крупнейших торговых центров ни в одном из них не смогли подтвердить усиления мер безопасности.
Подтвердили получение запроса, но не ответили на него в российском подразделении компании IKEA (управляет ТЦ «Мега»), в ЦУМе, ГУМе, ТЦ «Охотный Ряд», «Афимолле Сити», «Vegas Крокус Сити», ТЦ «Цветной», «Золотом Вавилоне». Отказались от комментариев в «Ашане», «Метрополисе», «Атриуме», «Капитолии». В «Авиапарке» заявили, что меры дополнительной безопасности приняты, однако как именно, ответить затруднились. Нет металлодетекторов, например, в ТЦ «Мега», «Авиапарк» и пр. В ТЦ «Цветной» корреспонденту «Известий» заявили, что металлодетекторы у входа были, но их убрали совсем недавно. Однако в некоторых крупных столичных ТЦ рамки установлены — например, в «Метрополисе» и «Афимолле».
В случае издания НАКом или правительством обязательных документов по установке арочных металлодетекторов в торговых центрах основным поставщиком рамок, по всей видимости, станет «Ира-Пром», которая является самым крупным производителем арочных металлодекторов в России. Они поставляют свою продукцию для нужд МВД, банков, судов и торговых центров, выручка компании превышает 200 млн рублей в год, убытков группа, созданная еще в начале 1990-х, не фиксировала по меньшей мере 10 лет. Компанией владеют браться Александр и Юрий Казаровы, а также Александр Федоров и Геннадий Зюзин.
— После девальвации рубля в конце 2014 года на российском рынке реализуются практически только арочные металлодетекторы отечественного производства. Средняя цена рамок, которые используют торговые центры, — 100–160 тыс. рублей. На торговый центр необходимо в среднем от двух до четырех рамок в зависимости от площади ТЦ и его посещаемости. Что касается продаж после терактов, то да, они выросли. Конкретно по торговым центрам сказать не могу, — отметил представитель «Ира-Пром».
По мнению директора отдела маркетинга консалтинговой компании «Магазин магазинов» Михаила Подругина, затраты на установку металлодетекторов и дополнительную охрану не являются существенными для крупных торговых центров, а причина, по которой они этого не делают, — нежелание создавать барьеры перед покупателем и продавцом.
— Продавцы стараются облегчить путь к магазину, не должно возникать каких-то негативных эмоций. Арочные металлодетекторы создают барьеры. Во-первых, покупатели долго стоят перед входом, а во-вторых, это портит им настроение, и то и другое для продавцов невыгодно. Также могу добавить, что в Европе после терактов арочные металлодетекторы установили практически перед всеми крупными торговыми центрами. При этом власти их не обязывали это делать, они установили металлодетекторы самостоятельно, — отметил Подругин.
Старший директор отдела стратегического консалтинга Cushman & Wakefield Илья Кузнецов считает, что боязнь со стороны посетителей такие меры вряд ли вызовут — скорее напротив. В США подобную практику начали внедрять достаточно давно, еще до событий 11 сентября 2001 года в некоторых ТЦ разворачивали все мониторы и стойки охраны так, чтобы посетители могли это видеть, чтобы у них возникало ощущение безопасности и понимание того, что всё под контролем, пояснил Кузнецов.
Потребители будут меньше тратить в том числе из-за терактов
Но потребительское поведение всё равно изменится, сообщила «Известиям» Илона Лепп, гендиректор компании Nielsen, исследующей потребительское поведение. По ее словам, на потребительское доверие россиян в IV квартале начал влиять новый негативный фактор — террористическая угроза. По данным Nielsen, оптимизм потребителей резко пошел на спад к началу 2015 года, что стало отражением их неуверенности в собственном финансовом положении и перспективах на рынке труда.
— По итогам IV квартала настроения и европейских, и российских потребителей будут далеки от оптимистических. Напомним, что когда в I квартале 2011 года Россия столкнулась с аналогичными чрезвычайными происшествиями (теракт в Домодедово), индекс доверия потребителей в России снизился на 14 пунктов при нормальных колебаниях в рамках 2–3 пунктов. Вслед за падением потребительских настроений произойдет и ослабление энтузиазма ходить в магазины, совершать покупки. Впрочем, экономический фактор по-прежнему остается главенствующим и вносит больший вклад в снижение потребительских настроений, чем внешние «шоки», — сказала Илона Лепп. — В 2015 году потребительское доверие россиян уже обновило свой исторический минимум, это произошло в I квартале, когда индекс упал на уровень ниже уровня 2009 года, до 72 пунктов.
Россияне будут сокращать посещение мегамоллов, массовых мероприятий — концертов, мюзиклов, театральных постановок, а также откажутся от путешествий как в теплые страны, так и в Европу. По данным аналитиков Nielsen, единственной категорией товаров, которой в меньшей степени коснется спад потребительских настроений, это FMCG (товары повседневного спроса и продукты питания) — однако приобретать их будут скорее в дискаунтерах и магазинах формата «у дома», чем в крупных торговых объектах.
— Покупатели идут в дискаунтеры, так как эти магазины поддерживают достаточную широту ассортимента и удобно расположены рядом с домом. Этот формат сегодня зарабатывает дополнительную поддержку покупателей через увеличение товарных позиций, продающихся по промоакциям. Это значит, что дискаунтер, и так по определению предлагающий самую низкую цену, еще и дает на нее скидку. В сентябре 2015 года 34% российских покупателей сказали, что стали покупать в дискаунтерах больше, чем тремя месяцами ранее, — самый высокий показатель среди всех форматов. Данные продаж подтверждают: в первом полугодии продажи в канале дискаунтеров вырос на 6% в штуках, в остальных форматах или остались стабильными, или снизились, — сообщила собеседница.
За 10 месяцев после звонков эвакуировано 110 тыс. человек
Ситуацию усугубляют ложные предупреждения о терактах. По мнению председателя общественной организации «Гражданская безопасность» Сергея Гринина, ложные сообщения о террористическом акте вовсе не безобидны, а создают угрозу безопасности. Они снижают бдительность правоохранителей.
— У моей старшей дочери в школе поступал звонок о якобы заложенной бомбе. Приехала спецбригада, детей эвакуировали, со служебной собакой обшарили всю школу. Через неделю поступил второй такой звонок, детей уже просто вывели на улицу, прошлись по школе с собачкой. А по третьему звонку не отреагировали никак, — рассказывает Гринин.
Представитель аппарата антитеррористической комиссии Москвы отметил в разговоре с «Известиям», что ложные вызовы — это часть информационной террористической атаки.
— В большинстве случаев звонят банальные хулиганы, но бывали звонки и от террористов. Нужно отметить, что ложные вызовы — это информационная атака, они сеют панику в обществе, и это на руку террористам. По нашей статистике, с января по октябрь в России было эвакуировано после сообщений о теракте уже 110 тыс. человек, — сказал собеседник.
Как писали «Известия», число телефонных звонков с сообщениями о планируемом теракте в период с января по октябрь этого года увеличилось на 14,6% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. В ноябре, например, из-за ложного сообщения о заминировании были эвакуированы посетители в Центрального универмага Новокузнецка, звонившим оказался 44-летний житель поселка Степной Новокузнецкого района. 15 ноября из петербургского ТЦ «Жемчужная плаза» было эвакуировано около 400 человек после анонимного сообщения о бомбе, злоумышленником оказался 13-летний подросток. В тот же день эвакуированы посетители центра «Лента» в Подмосковье, спасатели были вызваны в ТЦ после сообщения от охраны о подозрительном предмете. На следующий день после анонимного звонка о заложенной в здании бомбе эвакуация произошла уже на Митинском радиорынке в Москве. 17 ноября эвакуирован ТРЦ «Галерея» в Краснодаре после звонка о бомбе в здании, 19 ноября произошла эвакуация в ТЦ ПИК и в ТЦ «Сенная» в Санкт-Петербурге.
Статья 207 Уголовного кодекса («Заведомо ложное сообщение об акте терроризма») предусматривает штраф до 200 тыс. рублей или до 3 лет лишения свободы. В мае 2015 года приняты поправки, по которым в случае причинения крупного ущерба (свыше 1 млн рублей) или иных тяжких последствий предусмотрены штрафы уже до 1 млн рублей или 5 лет лишения свободы. Однако из-за участившихся звонков некоторые парламентарии считают нужным еще больше ужесточить ответственность: в начале ноября депутат Госдумы Михаил Дегтярев предложил удвоить штрафы и сроки наказания.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/596890#ixzz3sQtFdhqn