Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов предложил рассматривать дела об изъятии детей из семьи малой коллегией присяжных. С инициативой передать гражданские дела по семейным вопросам присяжным он обратился к председателю Верховного суда. По словам адвоката, внедрение присяжных в гражданскую судебную практику повысит авторитет правосудия и установит связь между обществом и властью. В качестве обоснования своей инициативы Павел Астахов напомнил о ряде случаев лишения родительских прав «на весьма субъективных основаниях».
Комментируя инициативу коллеги, первый заместитель председателя президиума коллегии адвокатов, профессор Людмила Айвар в беседе с НСН заявила, что у присяжных в нашей стране пока не было опыта рассмотрения подобных дел и как будет работать подобная система — не ясно.
«Коллегия присяжных заседателей рассматривает очень сложные категории дел. Они уголовные, о совершении тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья. Эта категория дел очень узкая и с каждым годом, как ни странно, их становиться всё меньше и меньше. У нас категории гражданских дел вообще не рассматривают суды присяжных заседателей. В нашей стране нет такой системы. Она не создавалась и то, как она будет работать пока не понятно», — сообщила собеседница НСН.
По словам Айвар, в отличие от России, во многих западных странах, в том числе и в США, институт суда присяжных имеет широкие возможности. И гражданские дела, в том числе брачно-семейные, касающиеся детей, там рассматривает скамья присяжных, члены которой отбираются из народа.
«Функция этих судей заключается не в том, чтобы они знали закон. Туда отбираются те, кто не разбирается в юриспруденции, а с человеческой, обывательской точки рассматривают доказательства, представленные по делу, верят ими или не верят. И потом делают выводы: доказало следствие преступление или нет. Убедила ли их защита в невиновности подозреваемого», — подчеркнула эксперт.
Первый заместитель председателя президиума коллегии адвокатов в интервью НСН, говоря о ситуации, когда рассматриваются дела, связанные с детьми, отметила, что присяжные определяют с кем останется ребёнок, и кто из двух родителей будет заниматься его воспитанием.
«Но это не просто рассуждения 12 граждан. К вопросу определения места жительства детей и изъятия из семьи там подходят достаточно строго. Там есть специальные комиссии, которые наблюдают за семьями, решают вопросы изъятия детей, отдают их в приёмные семьи на время, пока в настоящей семье решаются возникшие вопросы и исправляются нарушения. Например, родители ребёнка употребляют наркотики или алкоголь. Они должны пройти программу реабилитации, устроиться на работу, создать необходимые для комфортной жизни ребёнка условия. И если родители выполняют все условия и исправляются, то ребёнок благополучно возвращается в семью. Опыт Америки показывает, что в этом вопросе суд присяжных работает достаточно хорошо», — подчеркнула Людмила Айвар.
Собеседница НСН констатировала, что у нас этот институт, к сожалению, работать не будет.
«В нашей стране давно пора менять законодательство в отношении органов опеки и попечительства или вообще ликвидировать их как службу и создавать что-то другое. Например, на базе уполномоченного по правам ребёнка, которые могли бы давать компетентные заключения. Потому что органы опеки и попечительства, как это не прискорбно звучит, не всегда дают законные заключения. А именно на них строятся решения суда, которые выносятся в отношении ребёнка. И зачастую его можно «заинтересовать» тем или иным способом с целью получения нужного заключения. Не редки случаи, когда, например, состоятельные папы, чтобы забрать ребёнка себе, признают маму недееспособной и отправляют её на принудительное лечение в психиатрическую больницу», — резюмировала профессор.
Отметим, Павел Астахов, предложивший рассматривать дела об изъятии детей из семьи малой коллегией присяжных, для разбора и проверки жалоб планирует создать при своем аппарате специальную комиссию. Он также привел статистику, согласно которой число родителей, лишенных родительских прав, с 2010 по 2014 год сократилось на 34%, до 36,7 тысяч человек.