Крещение — один из самых главных праздников для православных христиан, доля которых составляет большую часть населения России — 79%. К этому дню РАПСИ при участии экспертов изучило правовой контекст принятия родителями решения о вероисповедании детей и корректностью проведения религиозных обрядов над малолетними в отсутствии не только их согласия, но и осознания происходящего.
Отечественная Конституция определяет Россию как светское государство. Тем не менее нельзя говорить о том, что вопросы вероисповедания являются исключительно частным делом граждан, а религия находится в стороне от общественной жизни.
Тот факт, что политика нашей страны находится в тесной взаимосвязи с религией, наглядно иллюстрируют следующие обстоятельства: наличие в школьных программах предмета об основах религиозных культур, ежегодные трансляции масштабных богослужений по федеральным каналам с участием представителей разных ветвей власти, православный праздник Рождество является государственным.
В юридической терминологии общество граждан, добровольно собравшихся с целью совместного вероисповедания, называется религиозным объединением (РО), чем по сути является Русская православная церковь (РПЦ), и регулируется законом «О свободе совести и религиозных объединениях».
Закон запрещает «вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих» (статья 3). Кроме того, документ гарантирует право «свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения» (часть 1 статьи 3), а также закрепляет принцип невмешательства государства в воспитание детей родителями, в соответствии с их убеждениями и «с учетом права ребенка на свободу совести и вероисповедания» (часть 2 статьи 4).
Статья 30 Конституции РФ отвечает на этот вопрос: «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».
Игорь Трунов, д.ю.н., профессор, адвокат:
Исходя из смысла пункта 5 статьи 3 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» наличие согласия самого ребенка является обязательным и наличие одного волеизъявления родителей будет недостаточно. Также, согласно вышеназванной статьи, запрещается не только вовлечение, но и обучение малолетних религии без их согласия. За нарушение данного закона предусмотрена уголовная, административная и иная ответственность в соответствии с законодательством РФ — статья 26 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (Ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях).
При этом РПЦ, как самая крупная и влиятельная религиозная организация на территории нашей страны, не устанавливает минимального возраста, с которого можно проводить обряд по обращению в веру – крещение.
Священнослужители же в рекомендациях на просторах рунета придерживаются примерно одной концепции: чем раньше, тем лучше. «По моему опыту, чем старше ребенок, тем сложнее с ним справиться. Месяцев до двух малыши, как правило, еще спокойно посапывают на руках крестных. А потом начинаются проблемы: полугодовалые и более старшие детишки не очень-то хотят, чтобы с ними делал что-то чужой дяденька с бородой, да еще и в незнакомой обстановке!», – делился своим опытом священник Александр Зорин, клирик храма во имя Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Узкое (Москва).
Игорь Трунов, д.ю.н., профессор, адвокат:
Как было уже сказано ранее, приобщение ребенка к религии через обряды, таинства и так далее невозможно без согласия самого ребенка. Прежде чем начать приобщение, родители и священнослужители обязаны узнать мнение ребенка относительно того, хочет ли он этого приобщения, разъяснить ему основы и суть религиозного учения. В противном случае «походы из-под палки» будут являться вовлечением малолетнего в религиозное объединение и нарушением действующего законодательства, за которое предусмотрена ответственность (статья 26 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»).
Законодатель не дает нам четкого разъяснения, как в силу малого возраста ребенок должен дать свое волеизъявление. Но исходя из логики и практики, волеизъявление малолетнего выражается в его прямом согласии или прямом отказе, а также сопровождающим данное согласие или отказ поведением. Если ребенок всеми силами упирается от походов в религиозные образования, а также прямо или публично всем своим видом указывает на то, что у него нет желания присутствовать в данном религиозном учреждении или каком-либо ином религиозном учреждении, родители не должны настаивать на этом, проявлять силу в угоду своим субъективным желаниям, так как это является прямым нарушением закона
Подобное мнение разделяют и священнослужители. Наглядный пример – история греческого священника (согласно исследованиям, свыше 90% граждан Греции – православные христиане – прим. ред.), отказавшегося крестить трехлетнюю девочку из-за ее капризного поведения, которое можно истолковать как несогласие на проведение обряда.
Разумеется, вопросы обращения в религию очень индивидуальны для каждого случая. Но если данная ситуация неоднозначна и с правовой точки зрения, не стоит ли законодателю предусмотреть определенный возраст, по достижении которого ребенок сможет выразить свое желание стать приверженцем определенной конфессии и после этого, с согласия родителей, вступить в РО?
Именно на такой порядок действий и вдохновляет Семейный кодекс, из которого следует: «ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы». Более того, при достижении ребенком 10-летнего возраста учет его мнения является обязательным.
Некоторые религии оговаривают возраст, касающийся либо подготовки, либо непосредственно присоединения к конфессии. К примеру, зороастризм требует хорошего знания религиозных текстов и признания их истинными. Соответственно, для выполнения этих условий человек должен достичь сознательного возраста. Традиционно этим рубежом считается 15 лет (для людей, выросших в зороастрийских семьях – прим. ред.). Для людей, родители которых не исповедовали данную религию, порог вступления в РО увеличивается до 21 года.
РПЦ также не допускает совершения крещения над лицами без прохождения ими специальных огласительных бесед, на которых желающие присоединиться к православию изучают священное писание, а также основы христианской нравственности. В соответствии с утвержденным Священным Синодом РПЦ документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» оглашение предстоит пройти всем взрослым и детям старше 7 лет, желающим принять Таинство Крещения. При совершении крещения над младенцами и детьми младше указанной отметки соответствующую подготовку должны пройти как их родители, так и восприемники, то есть крестные.
Игорь Трунов, д.ю.н., профессор, адвокат:
Установление возрастного ограничения на приобретение права вступления в религиозные объединения невозможно, так как это будет нарушением конституционных прав и свобод несовершеннолетних на свободное вероисповедание. Свои убеждения, так или иначе, формируются у ребенка исходя из состава и поведения членов семьи, а также его окружения. Как правило, если семья и окружение верующие, то шанс того, что ребенок будет атеистом, либо приверженцем иной конфессии отличной от конфессии семьи и окружения, ничтожно низкий.
Следовательно, ребенок может уже в малом возрасте принять для себя ту или иную конфессию, руководствуясь полностью своими убеждениями. А то как эти убеждения были сформированы, вопрос уже другой.
Таким образом, каноническое право ограничивает религиозную свободу детей, которые не достигли возраста, позволяющего им самостоятельно изучать основы христианской религии в рамках подготовки к крещению.
Здесь уместно провести аналогию с гражданским правом, которое не допускает самостоятельное участие в гражданском обороте лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста (малолетних). Сделки от их имени совершаются родителями, либо иными законными представителями — усыновителями или опекунами.
В заключении отметим, что право родителей определять вероисповедание ребенка нельзя рассматривать как дополнительную возможность для его вовлечения в деятельность тоталитарных сект и псевдорелигиозных организаций. В отечественном законодательстве имеются гарантии, направленные на недопущение вовлечения несовершеннолетних в деятельность сект и иных религиозных объединений, запрещенных на территории РФ. За подобное допущение, именуемое в правовом поле злоупотреблением, родители могут быть лишены своих прав (статья 67 Семейного кодекса России).
http://www.rapsinews.ru/incident_publication/20190119/293928491.html