Союз адвокатов россии

«Поиск козла отпущения»

24.09.2015

Изображение внутри записи

Европейский суд может инициировать новое расследование по гибели ярославского «Локомотива»

Ярославский районный суд вынес вчера приговор по делу о крушении самолета «Як-42» с хоккеистами «Локомотива». Единственный фигурант дела – заместитель гендиректора авиакомпании «Як Сервис» по организации летной работы Вадим Тимофеев (на фото) – приговорен к пяти годам колонии-поселения и освобожден от наказания по амнистии. Представители потерпевших говорят, что к суду претензий не имеют, однако недовольны расследованием: по мнению адвоката Игоря Трунова, на скамье подсудимых должно было находиться гораздо больше людей. Помочь восстановить справедливость, по его мнению, теперь может только Страсбургский суд, если заставит Россию начать новое расследование по факту трагедии.

Судья Вячеслав Востриков читал приговор в течение трех дней, в общей сложности около двадцати часов. Единственным подсудимым был один из бывших руководителей авиакомпании «Як Сервис», эксплуатировавшей самолет, Вадим Тимофеев. Ему вменяли преступление по части 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц»). Гособвинение требовало для него шесть лет колонии-поселения.

По официальной версии следствия, основанной на экспертизе Межгосударственного авиационного комитета (МАК), непосредственными виновниками трагедии стали погибшие пилоты, по ошибке жавшие на тормоза при взлете. Тимофеев же, по словам официального представителя СК РФ Владимира Маркина, «закрывал глаза на то, что члены экипажа «Як-42» пропускали занятия по теоретической и практической подготовке, на которых и отрабатывались в том числе нештатные ситуации», а также «допускал к полетам того же пилота, и ранее совершавшего ошибки при эксплуатации самолета, которые до поры до времени не становились трагическими». По мнению Маркина, «допустив экипаж к полету 7 сентября 2011 года, по всей видимости, он так же, как и всегда, надеялся на авось».

Причем Командир воздушного судна Андрей Соломенцев до гибели 16 лет летал на самолетах Як чистого времени в полете 6900 часов, прошел очередное переобучение в 1995 г. Второй пилот Игорь Жевелов переучивался в 2007 году, летал на самолетах Як 5лет . 
Потерпевшие – родственники погибших хоккеистов – были не так категоричны: они просили назначить Тимофееву условный срок. «Мы всегда считали, что этот человек невиновен, поэтому мы рады, что все так для него закончилось», – сказала журналистам мать одного из погибших спортсменов Любовь Васюнова. Сам Тимофеев поблагодарил потерпевших за поддержку и сказал, что «несмотря на горе, их сердца не зачерствели».

В начале процесса Тимофеев заявил, что своей вины не признает, и настаивал, что авиакатастрофа произошла из-за неправильной центровки груза на борту самолета. Пилоты, по его мнению, были высококлассными специалистами с большим налетом и не могли жать на тормоз во время взлета. То же самое показали суду ряд свидетелей и экспертов. Родственники погибших считали, что следствие проведено некачественно, а в материалах дела есть нестыковки, в связи с чем просили вернуть дело на доследование. Суд им отказал, сочтя, что следствие проведено в полном объеме.

Судебное решение было справедливым, и амнистия была применена правильно, а потому обжаловать приговор потерпевшие не будут, сказал «НИ» адвокат Игорь Трунов. «Мы недовольны, но не судом. Суд уже поставлен в определенные рамки уголовным делом. Мы недовольны расследованием и особенно экспертизой МАКа. Из-за них процесс превратился в поиск козла отпущения и создание иллюзии судопроизводства», – сказал «НИ» адвокат.

По его мнению, следствие не отработало целый ряд версий, связанных с плохим ремонтом самолета, который представлял собой «летающий конструктор» – в нем присутствовали «неродные» запчасти, а салон был переделан под VIP-транспорт. Проигнорировало следствие и возможный перегруз, и качество топлива. Официальная версия о вине летчиков, по словам Трунова, «не выдерживает критики».

«Я вел восемь дел об авиакатастрофах. Не было ни одного объективного расследования. Всегда всё списывалось на погибших летчиков. Таким образом купировалась проблема качества обслуживания самолетов, качества запчастей, качества заправки», – говорит г-н Трунов. Однако, по его мнению, дело «Локомотива» было не совсем типичным: «Здесь есть хоть какой-то фигурант. Но у фигуранта тоже есть оправдания: нет тренажеров, самолет давно устарел, нет запчастей. А где руководство фирмы, владельцы, директора, которые должны сидеть рядом с ним?»

Сейчас потерпевшие намерены ждать решения Европейского суда по правам человека. В своей жалобе в Страсбург они потребовали заставить Россию расследовать действия остальных возможных виновников катастрофы. Когда будет решение, Игорь Трунов предсказывать не берется: «Жалобу по «Норд-Осту» рассматривали 10 лет, а по теракту в «Домодедово» умудрились за полгода решение принять».

Напомним, «Як-42» с ярославской хоккейной командой «Локомотив» разбился 7 сентября 2011 года при взлете в ярославском аэропорту «Туношна». На борту находились 45 человек: восемь членов экипажа и 37 пассажиров – спортсмены, тренеры, врачи, летевшие на игру в Минск. В живых остался только бортинженер Александр Сизов.

http://www.newizv.ru/accidents/2015-09-24/227773-poisk-kozla-otpushenija.html