Разрабатывается законопроект о введении госконтроля над РКК
Российские власти приступили к проработке законопроекта «О Российском Красном Кресте». «В настоящее время в целях повышения эффективности работы РКК создана специальная Межведомственная рабочая группа, которая занимается доработкой основных положений проекта закона "О Российском Красном Кресте"»,— сообщили “Ъ” в пресс-службе Минздрава РФ. «Мы ждем его в доработанном виде»,— сказал “Ъ” председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, но добавил, что завершение работы произойдет «точно не скоро». Ранее он заявлял, что работа над законопроектом запланирована в 2018 году.
Первый зампред думского комитета по охране здоровья Сергей Фургал подчеркнул “Ъ”, что «закон просто необходим», так как сейчас РКК в правовом поле как такового в полном понимании не существует. «С моей точки зрения, это пробел»,— говорит он. «Россия является единственной страной, в которой не принят закон о Красном Кресте, хотя, подписав международные конвенции, страна взяла на себя такое обязательство»,— подтвердил “Ъ” глава московского отделения РКК адвокат Игорь Трунов, пояснив, что сейчас РКК действует в рамках законодательства об общественных объединениях.
Законопроект о Красном Кресте был написан группой депутатов от разных фракций, в том числе Сергеем Фургалом, при участии сенаторов Валерия Рязанского и Александра Варфоломеева еще в 2015 году. Он определяет правовое положение, полномочия и функции РКК, устанавливает порядок управления и финансирования. Из общественной организации депутаты предлагают преобразовать РКК в «основанную на членстве общественно-государственную организацию, созданную Российской Федерацией». Ожидается, что президент России будет назначать попечительский совет организации, а члены совета — выбирать ее президента. Курировать деятельность РКК намерен Минздрав РФ. При этом декларируется, что РКК остается членом Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также работает в соответствии с Конституцией РФ и женевскими конвенциями от 12 августа 1949 года. Предполагается, что годовые отчеты РКК будет сдавать в «профильные министерства» (Минздрав, МЧС, Минтруд, Минфин), в правительство РФ, Госдуму и Совет федерации, а также официально публиковать отчеты в СМИ. Законопроект требует, чтобы имущество РКК использовалось только для целей и задач, записанных в документе.
«Правительство РФ в целом поддерживает принятие законопроекта, регулирующего положение РКК как особой некоммерческой организации»,— говорится в заключении правительства РФ от 16 марта 2016 года. Там же предложено доработать документ, чем сейчас и занимается межведомственная рабочая группа. В частности, правительство попросило учесть стандарты работы Международного комитета Красного Креста, на основании которых он вновь признает обновленную организацию национальным обществом Красного Креста. Также надо привести положения проекта о финансировании и имуществе в соответствие с законодательством, решить вопрос об организационно-правовой форме РКК, о его структуре, членстве, а также об ответственности за незаконное использование эмблемы.
Один из авторов законопроекта — депутат шестого созыва Сергей Калашников, ныне член Совета федерации — назвал причиной задержки документа в Госдуме «межведомственный спор». По его словам, в 2015 году желание курировать РКК высказало также МЧС, и в итоге работа над документом затормозилась.
«РКК оказался неэффективной общественной организацией. Возникла необходимость более жесткого государственного регулирования»,— говорит господин Калашников. Он напомнил, что Советский Красный Крест был одним из самых мощных национальных обществ, а по количеству членов он был на первом месте в мире. «Мы оказывали колоссальную помощь, в частности, развивающимся странам. Наступил 1991 год, и РКК очень быстро забрал огромные активы бывшего Советского Красного Креста. И честно говоря, этими активами он распорядился недостаточно эффективно»,— говорит господин Калашников.
Президент РКК Раиса Лукутцова сказала “Ъ”, что она в курсе намерения депутатов заняться определением статуса организации. «Это серьезная тема, но я не знаю, какая у депутатов сейчас позиция»,— пояснила госпожа Лукутцова. Она не стала комментировать идею передать контроль над РКК государству. «Законопроект не соответствует международным нормам. Если бы Госдума его приняла, РКК был бы вычеркнут из международного движения»,— объяснил “Ъ” глава московского отделения организации Игорь Трунов. «Красный Крест не может быть общественно-государственной организацией, потому что есть Женевская конвенция, подписанная государством, Там говорится, что Красный Крест — это общественная международная организация, которая носит добровольческий характер», став государственным, РКК немедленно потеряет свой независимый статус. «В этом случае он будет исключен из Международной федерации Красного Креста и Красного Полумесяца (объединяет 190 национальных обществ.— “Ъ”). И Россия станет единственной страной мира, где не представлено краснокрестное движение».
Вместе с тем в РКК понимают, что закон нужен, и параллельно с депутатами написали свой вариант. «В нем два главных положения — защита знака Красного Креста от несанкционированного использования и взаимная ответственность государства и Красного Креста»,— пояснил господин Бабушкин, который также принимал участие в разработке этого документа. «Красный Крест в России использует кто угодно, даже на ветеринарных клиниках его можно встретить, что категорически запрещено во всем мире»,— объясняет господин Трунов. Законопроект, по его словам, остался невостребованным, «сейчас он, вероятно, в мусорной корзине».
По словам сенатора Сергея Калашникова, «в международном Красном Кресте с пониманием отнеслись к идее госрегулирования РКК». «Это очень гибкая организация, которая предполагает и допускает самые разные национальные конфигурации»,— сказал господин Калашников. Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца подтвердила “Ъ”, что «в последние годы» она активно участвовала в обсуждении с МИДом, Минздравом, МЧС и другими федеральными органами исполнительной власти России, делясь своим опытом и успешными моделями сотрудничества между правительствами и национальными обществами. «Ратификация нового закона, признающего РКК ведущей гуманитарной организацией в стране, имеет решающее значение для того, чтобы национальное общество могло расширять и развивать свою работу, предоставляя большую поддержку наиболее уязвимым»,— заявили в федерации. Такой закон «должен определять механизмы государственной поддержки и очертить конкретные принципы партнерства между государством и национальным обществом». При этом в федерации подчеркнули, что принципы независимости, нейтралитета и беспристрастности, на которых работает Красный Крест и Красный Полумесяц, «должны быть признаны и уважаемы». В федерации добавили, что они предоставили РКК правовое руководство для обеспечения защиты основополагающих принципов.
https://www.kommersant.ru/doc/3598840