Вечером 19 февраля Басманный районный суд Москвы рассмотрел ходатайство СК РФ о заключении под домашний арест на время следствия владельца аэропорта Домодедово. В ходе процесса прокурор просил суд признать задержание Дмитрия Каменщика незаконным, освободить его из-под стражи в зале суда. Ранее 18 февраля после шестичасового допроса в здании ГСУ СК РФ Дмитрий Каменщик был задержан и ему предъявили обвинение по части 3 статьи 238 УК РФ («Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц»). Своей вины Дмитрий Каменшик не признает.
Судья Басманного районного суда Елена Ленская после часового заседания, во время которого представитель СК РФ отозвал ранее поданное ходатайство о заключении Дмитрия Каменщика под стражу и попросил заменить его другой мерой пресечения — домашним арестом, удовлетворила ходатайство СК РФ, отправив владельца аэропорта Домодедово под домашний арест до 18 апреля.
Выступая в суде, представитель СК РФ заявил: «Каменщик обвиняется в совершении тяжкого преступления, обладает возможностью пересечь границу. Принимая во внимание общественный резонанс и тяжесть преступления, он обязательно выработает с соучастниками позицию, направленную на избежание обвинения. Но при этом семейное положение Каменщика не препятствует избранию меры пресечения в виде домашнего ареста».
Накануне судебного заседания президент РСПП Александр Шохин заявил, что вместо задержания владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика следственные органы могли взять с него подписку о невыезде.
— В данном случае мера пресечения не по экономическому преступлению, здесь инкриминируется совсем другое преступление. С общей точки зрения возникает вопрос по мере пресечения, — сказал он.
По словам Александра Шохина, позиция РСПП заключается в том, чтобы использовать подписку о невыезде или другие меры пресечения вместо ареста.
Член президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов считает, что заявление главы РСПП сыграло непоследнюю роль в том, что Дмитрия Каменщика не арестовали, а отправили под домашний арест.
Кроме того, на днях президент Владимир Путин в очередной раз призвал перестать использовать заключение под стражу как метод давления на подследственных, — говорит Кабанов.
Выступая в суде, Дмитрий Каменщик заявил, что он действительно является конечным бенефициаром аэропорта Домодедово, которому посвятил полжизни.
— Я не имею акций компании, которая оказывала услуги по авиабезопасности. Я сам готов не скрываться и показать общественности, что ни я, ни сотрудники аэропорта не виновны в том, что им инкриминируется. Поэтому, ваша честь, я могу заверить, что точно никуда не скроюсь, — заявил Каменщик в суде.
По словам адвоката владельца Домодедово Михаила Колпакова, он сообщил суду, что насчитал 1,15 тыс. терактов в России за последние 5 лет, и ни в одном из этих случаев к ответственности не привлекался владелец объекта, по которому был нанесен удар.
Кроме того, Колпаков заявил суду, что основания для избрания меры пресечения описаны в терминах «угрожать свидетелям» и «воспрепятствовать расследованию», следователь не только не доказал, что Каменщик это делал, но даже не написал об этом в своем ходатайстве.
Однако защитник, представляющий интересы потерпевших от теракта 2011 года в аэропорту Домодедово, Игорь Трунов возмущается тем, что Дмитрия Каменщика поместили под домашний арест, а не в СИЗО.
— Домашний арест — это пределы либерализма и демократии со стороны Следственного комитета, — заявил Игорь Трунов.
При этом защитник напомнил слова председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина.
В ноябре прошлого года тот заявил «Интерфаксу»: «Мы им [собственникам Домодедово] сейчас говорим: не надо, чтобы вы садились в тюрьму, это лишняя нагрузка на бюджет. Заплатите людям деньги, как это принято в США, которые многие восхваляют. Сколько в США стоит жизнь главы семьи, пострадавшего в авиакатастрофе, — $5 млн».
По словам Игоря Трунова, его клиент Елена Криволуцкая пыталась добиться от Домодедово компенсации размером в 15 млн рублей, но Пресненский районный суд Москвы отказал ей в иске, после чего Криволуцкая обратилась в ЕСПЧ.
— Владельцы аэропорта отказались идти навстречу потерпевшей, заявив, что они ни при чем, — утверждает защитник.
Еще летом 2015 года СКР объявил о возбуждении нового уголовного дела в отношении двух бывших и одного действующего топ-менеджера аэропорта, которым предъявили обвинение по части 3 статьи 238 УК РФ («Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц»).
Тогда фигурантами стали Андрей Данилов, ответственный за авиационную безопасность (в 2011 году возглавлял ЗАО «Домодедово эрпорт Авиэйшн Секьюрити»), управляющий директор аэропортового комплекса Домодедово Вячеслав Некрасов, глава российского представительства зарегистрированной на острове Мэн Airport Management Company Ltd (в 2011 году — управляющая компания всего аэропорта) Светлана Тришина, а также «неустановленные лица из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса Домодедово».
Тогда же глава СК Александр Бастрыкин заявил, что владельцы Домодедово установлены.
— Они 5 лет уходили от ответственности, причем не уголовной, а материальной, никуда не скрывались, были в Москве, — сказал он.
В начале февраля 2016 года суд по ходатайству СК РФ арестовал Вячеслава Некрасова, Светлану Тришину и Андрея Данилова. Однако прокурор просил суд оставить подозреваемых на свободе.
По данным следствия, которое ведет следователь по особо важным делам ГСУ СКР Сергей Дубинский, Дмитрий Каменщик вместе с подчиненными Вячеславом Некрасовым, Светланой Тришиной и Андреем Даниловым внедрили в аэропорту новую систему досмотра посетителей, что привело к увеличению степени уязвимости аэропорта и в конечном счете — к теракту, совершенному 24 января 2011 года. Своей вины Каменщик не признает. Следствие по данному делу продлено до 28 апреля.
В СК РФ считают, что с 2007 года в Домодедово действовал регламент, предполагающий досмотр на входе с применением рамок и при необходимости ручных металлоискателей. Но возле рамок скапливались очереди, при растущем пассажиропотоке стала очевидна необходимость дополнительных входов, что требовало финансовых вложений.
Но руководство аэропорта вместо этого якобы утвердило в 2010 году новый регламент, уже не требующий тотального контроля. Именно поэтому, считают в СК РФ, через рамки металлоискателя проходили не более 2% прибывших в аэропорт людей, а как показала проведенная СКР экспертиза, если бы Магомед Евлоев, совершивший этот теракт 24 января 2011 года, прошел через рамки, то металлоискатель обнаружил бы скрытое под одеждой взрывное устройство. Тогда в результате взрыва погибли 37 человек и были ранены 172.
За день до задержания, 17 февраля 2016 года, впервые за 5 лет, что прошли с момента теракта, Дмитрий Каменщик созвал пресс-конференцию, в ходе которой сделал ряд заявлений.
Главным тезисом его выступления стало то, что он считает себя невиновным, но при этом не исключил, что может быть в ближайшее время арестован. Одновременно он заявил, что существует ряд решений судов, которые посчитали, что действия Каменщика и других топ-менеджеров не привели к причинению какого-либо вреда.
— Это значит, что все эти решения имеют преюдиционную силу, а в действиях подозреваемых отсутствует состав преступления, — заявил журналистам Каменщик.
На основе этих выводов глава Домодедово считает, что трое других менеджеров Домодедово удерживаются под арестом незаконно.
Кроме того, Дмитрий Каменщик продемонстрировал журналистам материалы, которые, по его словам, опровергают доводы следствия. Он заявил, что регламент 2010 года фактически не отличался от документа 2007 года — ни тот, ни другой не требовали тотального досмотра прибывших в аэропорт.
— Приказ Минтранса, требующий тотального контроля пассажиров, прибывших в аэропорт, появился через два дня после трагедии, 26 января 2011 года. А транспортная безопасность аэропорта соответствует и соответствовала нормам действующего закона, — утверждал на пресс-конференции владелец Домодедово 17 февраля 2016 года.
Напомним, что первое уголовное дело о неисполнении требований транспортной безопасности в аэропорту Домодедово было возбуждено сразу после теракта 24 января в январе 2011 года. Подозреваемыми стали как сотрудники аэропорта, так и полицейские, ответственные за контроль у рамок металлоискателей. Однако в апреле 2012 года дело было закрыто, так как следствие пришло к выводу, что на момент теракта государство не утвердило систему мер безопасности в аэропортах и соответствующие нормативные акты на полный досмотр входящих в здание терминала отсутствовали.