Люди из «Ист Лайн»
Указанные в пресс-релизе СКР Светлана Тришина, Андрей Данилов, Вячеслав Некрасов и Валерий Коган являются выходцами из группы «Ист Лайн», которая управляла аэропортом Домодедово. «Ист Лайн» была создана в 1991 году как советско-лихтенштейнское совместное предприятие, объединившее уральские турфирмы «Кедр» и «Малахит». Компания занялась авиаперевозками, к 2000 году у нее уже было 50 самолетов. Но в 2004 году она оставила авиационный бизнес и стала развивать аэропорт Домодедово. Почти с самого основания «Ист Лайна» одним из бенефициаров компании считался Дмитрий Каменщик, в 1994 году, по информации «Коммерсанта», он получил весь этот бизнес в собственность.
Вячеслав Некрасов, упоминаемый в пресс-релизе СКР, тоже выходец из «Ист Лайна», он трудился в группе «Ист Лайн» с 1994 года, с октября 2009-го по декабрь 2010-го был директором аэропортового комплекса Домодедово, а после этого он занял должность исполнительного директора Домодедово. Другой фигурант уголовного дела — Андрей Данилов, — по данным базы СПАРК работал директором ООО «Домодедово секьюрити», а ныне — директор ЗАО «Домодедово Эрпорт Гард» — структуры, которая ранее называлась «Ист Лайн Гард».
«Домодедово секьюрити» до 2014 года принадлежало компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед», бывшей главой которого СКР называет Светлану Тришину, а «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед», согласно пресс-релизам Домодедово, принадлежала компании «Ист Лайн». Председателем наблюдательного совета группы «Ист Лайн» был Валерий Коган, ныне председатель наблюдательного совета аэропорта Домодедово.
Владелец в ответе
Адвокат Трунов говорит, что структура собственников международного аэропорта Домодедово ему неизвестна, а на сайте коллегии «Трунов, Айвар и партнеры» он опубликовал имена неустановленных фактических владельцев, взятые из материалов, предоставленных ему СК. Но в 2013 году Домодедово объявило, что конечным бенефициаром аэропорта является Дмитрий Каменщик. По мнению адвокатов, таким образом, именно он может быть признан основным виновным по возбужденному в понедельник уголовному делу
По словам адвоката Александра Садукова, самый известный случай, когда владелец был сурово наказан по статье «…, выполнение работ или неоказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, — повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц», это случай с делом о пожаре в клубе «Хромая лошадь». Владелец заведения был приговорен к 9 годам лишения свободы.
Но для того чтобы доказать вину в данном случае, следствию необходимо установить, что владелец осуществлял фактическое руководство аэропортом в то время, когда произошла трагедия, кроме того, доказать, что руководство аэропорта действительно нарушало требования безопасности, говорит он. Наказание по самой тяжелой части этой статьи — когда есть погибшие, — пять-десять лет лишения свободы, комментирует Садуков. При это он добавляет, что в российской практике сложился подход, при котором если владельцем выступает частное лицо, то его также пытаются назначить и ответственным за денежную компенсацию.
Чей аэропорт?
В феврале 2011 года тогдашний президент Дмитрий Медведев потребовал от генпрокурора Юрия Чайки отдельного доклада о владельцах аэропорта. Основная ответственность за антитеррористическую безопасность лежит на правоохранительных органах, но коммерческие организации тоже в ответе за те объекты, которые обслуживают, компании должны быть открыты для диалога, а не прятаться за запутанной структурой собственности, сказал тогда Медведев. «В Домодедово разобрались? Кто собственник? — спросил президент у Чайки. — Есть ответ?» В ответ на эти вопросы Чайка тогда утвердительно кивнул головой.
В сентябре 2013 года Домодедово объявило, что его конечным бенефициаром является председатель совета директоров Дмитрий Каменщик.
В интервью газете «Ведомости» 20 октября 2014 года Каменщик сказал, что единственный собственник Домодедово — он сам, а за его деятельностью следит глава наблюдательного совета Валерий Коган, у которого нет доли в компании.
В 2013 году ТАСС со ссылкой на презентацию для инвесторов сообщал, что 88% активов холдинговой компании DME Limited принадлежат пяти офшорным компаниям. Вместе с тем, по данным кипрского регистра на 15 октября 2014 года, с 2012 года владельцами активов DME Limited считаются Шон Фергюсон Каирнс (владеющий 36,3% акций) и Джейн Элизабет Петерс (63,7% акций).
24 ноября 2014 года пресс-служба Домодедово сообщила, что предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность, находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является Каменщик.