Обсуждение предложений «Союза Адвокатов России» по проблемному законопроекту с Первым заместителем председателя комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных объединений – Иваном Сухаревым, потомственным адвокатом.
Абсолютная власть развращает абсолютно. Госдуму внесен законопроект «о легитимитизации бессменного руководства Адвокатуры России», № 469485-7, разработанный Андреем Клишасом. Законопроект — это удар по эффективности – защиты прав и свобод человека!Легитимизующий несменяемый клан управляющих Президентов адвокатуры РФ, имеющий целью закрыть пути притока в управление свежих сил из адвокатов нового поколения.Последние 17 лет в адвокатуре отсутствует общественный адвокатский самоконтроль, в 70% адвокатских Палат несменяемые Президенты и царит корыстная безнаказанность Руководства. Отсутствует право адвоката на ознакомление с бухгалтерской и иной внутренней документацией. Сегодняшняя форма выборов руководства — «президент подбирает себе выборщиков» плодит повсеместное кумовство. Президент адвокатской палаты, он же Председатель квалификационной комиссии, сам полностью безнаказан, имеет возможность безгранично карать, возбуждать дисциплинарное производство, проводить проверки на основе неопределенной трактовки этических принципов.
Председатель Общественной организации «Союз Адвокатов России» д.ю.н., проф. Игорь Трунов.
Рецензия на законопроект № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”»
18 мая в Госдуму внесен законопроект № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон), разработанный группой сенаторов и депутатов во главе с председателем Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андреем Клишасом.
О президентских сроках.
Данный законопроект является не первой попыткой пролоббировать непопулярные поправки в Закон с целью централизации и пожизненной монополизации власти в адвокатуре РФ[1], создания для граждан России, выбравших своей профессией адвокатуру, как институт гражданского общества служения на благо граждан и соблюдения законности, кабальных условий профессиональной деятельности при отсутствии сменяемости власти в адвокатском сообществе, руководство которым «присвоило» несменяемую власть меньшинства.
В соответствии с действующим п. 1 ч. 3 ст. 31 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре «Совет адвокатской палаты избирает из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов. При этом одно и то же лицо не может занимать должность президента адвокатской палаты более двух сроков подряд».
Внесенный законопроект предлагает внести изменения в ст. 31 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» положением о том, что лицо, занимавшее должность президента адвокатской палаты в течение двух сроков, может вновь занять указанную должность путем избрания его президентом на собрании (конференции) адвокатов или на Всероссийском съезде адвокатов (применительно к президенту Федеральной палаты адвокатов).
Таким образом, законодатель предлагает узаконенную возможность президентам адвокатских палат бессрочно занимать эти должности на протяжении трех, четырех и более сроков подряд.
Сегодня, более чем в половине палат Президенты исполняют свои обязанности с 2002года, используя обходную схему продления полномочий с помощью уступки президентского кресла «новому» президенту на несколько дней, переизбирались заново. Во множестве субъектов России такой законодательный пробел позволил расцвести «кумовству», в руководстве адвокатских палат множатся родственники и близкие президенту люди.
Система, так называемых выборов «Президент назначает своих выборщиков», Президент предлагает кандидатуры членов Совета для голосования и утверждения, а в случае непрохождения какой-либо кандидатуры, Президент предлагает из числа своих же других кандидатов, после чего Совет, подобранный и назначенный Президентом, его же и выбирает (параграф 2 пункта 2 статьи 31 Закона «При очередной ротации президент адвокатской палаты вносит на рассмотрение совета кандидатуры членов совета на выбытие, а также кандидатуры адвокатов для замещения вакантных должностей членов совета адвокатской палаты. После утверждения советом адвокатской палаты представленные президентом кандидатуры вносятся на рассмотрение собрания (конференции) адвокатов для утверждения. В случае, если собрание (конференция) адвокатов не утверждает представленные кандидатуры, президент адвокатской палаты вносит на утверждение собрания (конференции) адвокатов новые кандидатуры только после их рассмотрения и утверждения советом адвокатской палаты». Аналогичные положения предусмотрены для Федеральной палаты адвокатов.).
Данная проблема неоднократно поднималась различными представителями адвокатского сообщества в связи с тем, что чем больше человек находится у власти, тем сильнее он распространяет свое влияние адвокатским сообществом, его работу, денежные потоки и так далее. В этой связи есть множество примеров, при которых президент ставит своих людей на основные руководящие посты в Совет палаты и Квалификационную комиссию, и начинает внедрять коррупционную составляющую.
Несменяемость власти удаляет лидера все дальше и дальше от самого адвокатского сообщества и адвокатской деятельности. Президенты Палат как правило живут на доходы от административной деятельности, институт привлечения к дисциплинарной ответственности Президента палаты законом не предусмотрен вообще как и остальных руководителей Адвокатуры. Главу Палаты интересует только погоня за властью и ее удержание.
Авторами законопроекта не был учтен самый важные принципы демократических ценностей, которые диктуют необходимость регулярной смены власти. Равно, как авторами не был учтен принцип «послушного» большинства. Данный принцип заключается в том, что один, два и/или более «несменяемых» лидера, распространивших свое влияние далеко за пределы палат, свои палаты держат также на полном контроле, имея репрессивные и корпоративные способы влияния на них, как пример с 2002г. Президент Палаты Санкт-Петербурга он же Президент, Вице-президент ФПА столько же лет, с 2002г. Президент Московской Областной Палаты столько же лет Вице Президент ФПА.
Ограничение срока правления — законодательная норма, устанавливающая предел на количество сроков, которые гражданин может находиться на избираемой должности. Ограничение срока является методом предотвращения возможности монополизации, когда руководитель фактически становится «пожизненным президентом». Введение в закон нормы, исключающей установленные правила искажает и аннулирует демократический характер независимого сообщества адвокатов.
Для анализа правового токования положений закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», которыми установлено, что «…одно и то же лицо не может занимать должность президента адвокатской палаты более двух сроков подряд», обратимся к ряду авторитетных источников, анализировавших законодательное положение «более двух сроков подряд».
Так, в Комментарии к Конституции Российской Федерации ("Норма", "Инфра-М", 2011) под редакцией Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, высказывается следующая позиция.
Конституционное ограничение, запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента более двух сроков подряд, учитывает, как длительный опыт развития отечественной (в том числе "советской") государственности, так и опыт зарубежных стран…
Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти: власть, ограниченная во времени, естественно, не может быть абсолютной (полной), она в силу уже самой Конституции оказывается ограниченной во всех своих проявлениях…
Периодические выборы служат гарантией политического развития России, реализации права граждан на участие в управлении делами государства, появления новых политических лидеров, воспрепятствованию несменяемости (воспроизводству) персонального состава и установлению режима личной власти.
Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это установление имеет цель воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, появлению и сохранению стойких корпоративных групп, открыть пути притока в эшелоны власти свежих сил, политических деятелей и лидеров нового поколения.
Аналогичная позиция следует из Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 N 134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации» и Определения Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2001 года Дело N 74-Г01-34.
Шахрай Сергей Михайлович внес в Конституционный Суд определение «Подряд».
Из текста комментариев статьи 81 к Конституции Российской Федерации (под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева) – (часть 3) Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 134-О по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3.
Сквозное определение имеет положение п. 1 ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", которая также гласит, что «одно и то же лицо не может занимать должность президента адвокатской палаты более двух сроков подряд». Определение «более двух сроков подряд» не ограничивает общее количество сроков, а устанавливает, что между этими сроками должны быть промежутки не реже, чем раз в три срока.
Данная норма права действительно должна быть изменена и из нее следует исключить слово «подряд», изложив ее в следующей редакции: «Совет адвокатской палаты избирает из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов. При этом одно и то же лицо не может занимать должность президента адвокатской палаты более двух сроков».
О привлечении к дисциплинарной ответственности.
Президент адвокатской палаты возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката или адвокатов при наличии допустимого повода и в порядке, предусмотренном кодексом профессиональной этики адвоката (абзац 2 пункта 7 статьи 31 Закона).
В исключительных случаях президент Федеральной палаты адвокатов по собственной инициативе или по представлению вице-президента возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката, которое направляется на рассмотрение в палату, членом которой состоит адвокат (пункт 7.1. статьи 37 Закона).
Закон фактически исключает какую-либо реальную возможность привлечения президента адвокатской палаты к дисциплинарной ответственности в силу его руководящей роли в совете и квалификационной комиссии адвокатской палаты т.к. по должности является председателем, как совета, так и комиссии. С учетом вышеизложенной практики «подбора» членов совета и комиссии самим президентом, о чем сказано выше, привлечение президента-адвоката к дисциплинарной ответственности, если он совершит проступок, не совместимый со статусом адвоката, невозможно.
Должность президента адвокатской палаты требует больших временных затрат в связи с многочисленными функциями и обязанностями, возложенными на президента. Большинство решений президентов палат являются значимыми и судьбоносными. Как правило, в большинстве случаев, президенты не занимаются адвокатской деятельностью и становятся администраторами, привлечение которых к ответственности за нарушение Закона или КПЭА невозможно.
На основании изложенного мы приходим к выводу, что данный законопроект не жизнеспособен и не несет за собой практической пользы, а только укореняет на законодательном уровне сбои и пороки, которые давно присутствуют в системе современной адвокатуры Российской Федерации.
[1] Законопроект № 838887-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» вносился Разиет Натхо, фракция «Единая Россия».