В Форуме приняли участие делегации из более чем 85 стран.
В Северную столицу России съехались депутаты, представители исполнительных органов власти, деловых кругов, научного сообщества и общественных организаций, авторитетные деятели международного женского движения из многих стран мира.
Председателем Оргкомитета Форума является Председатель Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. И. Матвиенко.
По итогам Форума был принят ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ.
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
Санкт-Петербург 24-25 сентября 2015 года
Мы, УЧАСТНИКИ ПЕРВОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ЖЕНСКОГО ФОРУМА, собравшиеся на встречу в Санкт-Петербурге в год семидесятилетия окончания Второй мировой войны и основания Организации Объединенных Наций,
объединенные общим видением будущего нашего континента как единого пространства гармонии, мира, социальной справедливости, сотрудничества и безопасности, общих ценностей и равных возможностей, прав и свобод для каждого,
приверженные равноправию женщин и мужчин и другим целям и принципам, провозглашенным
в Уставе Организации Объединенных Наций,
во Всеобщей декларации прав человека и других международных документах в области прав человека,
в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенции о правах ребенка,
в Декларации об искоренении насилия в отношении женщин и Декларации о праве на развитие,
убежденные в том, что женщины могут и должны играть важнейшую роль в современном мире, формируя самостоятельное измерение свободного диалога наций и культур, способствуя оздоровлению современного общества, претерпевающего кризис духовности и нравственности,
преисполненные готовности использовать широкие возможности, имеющиеся у женщин в XXI веке, для решения острейших вопросов и поиска эффективных ответов на вызовы современности, прежде всего, порождаемых вооруженными конфликтами, проблемами беженцев и вынужденных переселенцев,
подтверждающие необходимость всесторонне участвовать в социально ориентированном устойчивом развитии и укреплении института семьи, защиты
физического и нравственного здоровья наших народов, охране окружающей среды и поощрении экологической безопасности всех видов человеческой деятельности,
КОНСТАТИРУЕМ, что первый Евразийский женский форум стал проявлением позитивной тенденции к консолидации международной женской общественности во имя мира, справедливости, гармонии и социального благополучия,
РАССМАТРИВАЕМ новую повестку дня устойчивого развития на период после 2015 года, представленную для одобрения саммиту Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, как универсальную программу действий по достижению глобальных целей устойчивого развития,
ОТМЕЧАЕМ, что все больше женщин принимают участие в социально- экономической деятельности, вносят свой вклад в развитие международного сотрудничества во всех сферах. Традиционно велика роль женщин в формировании и поддержании здорового образа жизни, реализации глобальной стратегии сохранения здоровья, в обеспечении принципов социальной справедливости, в осуществлении благотворительности и продвижении гуманитарных проектов,
ОСУЖДАЕМ И РЕШИТЕЛЬНО ВЫСТУПАЕМ против применения политических и иных санкций, в том числе в отношении парламентариев, как противоречащие международному праву, демократическим ценностям и подрывающие политическое взаимодействие и основы взаимного доверия,
СЧИТАЕМ важным реализацию Платформы действий, принятой в ходе 4-й Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995) и итоговых документов 23-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (2000) «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке», а также координацию усилий международного сообщества перед предстоящей встречей на высшем уровне, посвященной 20-летию Пекинской декларации и Платформы действий,
ПОДЧЕРКИВАЕМ ВАЖНОСТЬ
повышения роли женщин в достижении глобальных целей устойчивого развития, реализации новой повестки дня ООН в области развития на период после 2015 года,
всестороннего и гарантированного участия и продвижения женщин в государственном управлении и в выборах всех уровней, в общественно- политической жизни, в устранении правовых, административных, культурных, экономических препятствий для этого,
поддержки экономической и деловой активности женщин, развития женского предпринимательства, предоставления женщинам равного доступа к ресурсам, включая землю, кредиты, науку и технику, профессиональную подготовку, информацию, средства коммуникации и рынки,
обеспечения права на равные возможности в сфере занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола, обеспечения условий для совмещения женщинами семейных обязанностей с трудовой деятельностью, а равно поддержки конкурентоспособности женщин на рынке труда путем организации профессиональной ориентации, обучения новым профессиям, профессиональной переподготовки и повышения квалификации,
защиты жизни и здоровья женщин, особенно в репродуктивном возрасте, предотвращения распространения социально значимых заболеваний,
обеспечения продовольственной помощи наиболее уязвимым слоям населения, в особенности женщинам и детям,
привлечения инвестиций в человеческий капитал, развитие и совершенствование социальной сферы,
предупреждения и устранения любых форм насилия в отношении женщин и детей, помощи странам, переживающим военные конфликты и стихийные бедствия, в которых они являются наиболее уязвимыми и незащищенными,
срочного решения жизненно важных проблем беженцев — женщин, детей, пожилых людей, вынужденных не по своей воле покинуть свои дома и искать приют в других государствах,
совместного противодействия государственных и гражданских структур общества террористическим организациям, международной наркомафии и организованной преступности,
ПРИЗНАЕМ ответственность женщин по охране здоровья и воспитанию детей, защите семейных ценностей, сохранению положительного морально- нравственного климата в обществе, развитию государственных и общественных институтов,
ПРИЗЫВАЕМ:
международные межпарламентские объединения уделять пристальное внимание законодательному обеспечению расширения правовых, экономических, социальных возможностей женщин, совершенствованию системы защиты семьи, материнства и детства, обеспечению качественной медицинской и социальной помощи,
использовать передовой опыт евразийских государств в обеспечении доступности образования для женщин на протяжении всей жизни в соответствии с их потребностями и потенциалом, а также сформировать национальные механизмы по достижению Целей Развития Тысячелетия в этой сфере,
содействовать развитию культурного диалога между странами и народами, расширению гуманитарных связей и благотворительной деятельности, созданию для этого необходимых законодательных условий,
взаимодействовать в проведении совместных международных объединяющих акций в сфере просветительской, гуманитарной и благотворительной деятельности и научных исследований по актуальным вопросам гендерной проблематики,
сформировать диалоговые экспертные площадки для взаимодействия и обмена информацией и опытом на постоянной основе,
провести второй Евразийский женский форум в 2018 году с приданием ему постоянного статуса,
ОБРАЩАЕМСЯ к лидерам государств, политическим и общественным деятелям, представителям научных и культурных кругов, средств массовой информации и общественных объединений с предложением оказывать всемерное содействие популяризации и практической реализации положений настоящего Документа.
ТЕЗИСЫ
выступления д.ю.н., профессора, Академика РАЕН, Председателя Общероссийского общественного движения «За права женщин России»
Л.К.Айвар на Первом Евразийском женском форуме 24-25 сентября 2015
Уважаемые участницы Форума.
Мы участвуем в знаковом мероприятии, которое открывает серьезную площадку для объединения женских сил и спасибо за это организаторам Первого Евразийского женского форума за организацию такого грандиозного мероприятия.
Сегодня все чаще звучат тезисы о том, что в настоящее время наиболее популярной становится такая модель семьи, где женщина также, как и мужчина, ставит на первое место карьеру.
Женщина с удовольствием примеряет на себя новую роль. Долгое время руководящие посты занимали преимущественно мужчины, однако, в последнее время, эта тенденция стала существенно меняться. Наглядные примеры этому мы можем увидеть сегодня. Дипломатичность, острый ум, находчивость и рассудительность женщины делает ее незаменимым лидером и успешным главой крупных фирм и предприятий.
Я бы в своем выступлении хотела остановиться на проблемах семейно-бытового насилия.
Приведу шокирующие цифры. В среднем 15 тыс. женщин в год погибает от рук мужей и близких, порядка 40% тяжких преступлений совершается в семье, более 70% всех убийств происходят в быту. Причем, по данным исследований 60-70% женщин, страдающих от насилия в семье, не обращаются за помощью в органы внутренних дел. Несмотря на такие ошеломляющие цифры у нас даже нет законодательного понятия «семейно-бытовое насилие». Хочется отметить, что уже в бывших республиках СССР — Украине, Кыргызстане, Молдове, Грузии, приняты законы, направленные на борьбу с домашним насилием. Страшно подумать, что от насилия в семье, которая должна быть для человека крепостью, убежищем, уютным и теплым «гнездышком», российские женщины страдают в три раза чаще, чем от насилия посторонних лиц.
По официальной статистике Министерства внутренних дел Российской Федерации около 26 тысяч детей ежегодно становятся жертвами преступных посягательств со стороны родителей. Еще около двух тысяч детей и подростков, спасаясь от жестокого обращения в семье, кончают жизнь самоубийством.
Приходится констатировать, что в нашей стране на государственном уровне отсутствует системный подход к решению проблем семейного насилия. В настоящее время в 124 государства имеют законы, непосредственно направленные на борьбу с семейным (домашним) насилием, более 100 государств имеют те или иные нормы права, направленные против сексуальных домогательств.
В отдельных государствах приняты комплексные законы о насилии в отношении женщин, предусматривающие целый ряд видов правовой защиты.
Для того, чтобы бороться с семейным насилием требуется политическая воля, которая будет реализовываться практическими действиями, направленными на его пресечение жестко и безоговорочно. Тем не менее, сегодня законодатели не принимают соответствующих законов, сотрудники правоохранительных органов все еще рассматривают такое насилие не как серьезное преступление, которое должно быть отнесено к категории преступлений против общественной безопасности и общественного правопорядка, а как частный вопрос супружеских взаимоотношений и отношений между членами семьи, или же, как частную проблему конкретной женщины.
Поскольку специальной нормы права, регламентирующей семейное (домашнее) насилие в России нет, в зависимости от совершенного преступления, виновный должен привлекаться к ответственности по статьям уголовного кодекса.
При этом, как свидетельствует практика, возбуждение уголовного дела является крайне затруднительным. Это связано с тем, что жертва не защищена от дальнейших противоправных действий со стороны домашнего насильника и попросту, в большинстве случаев, боится обращаться в соответствующие органы. Поскольку нет закона, нет и предварительных срочных мер по пресечению оказания различных форм воздействия на жертву, как то, запрещение нарушителю приближаться к жертве, контактировать, и уж тем более, вновь применять насилие или высказывать угрозы его применения. Отсутствуют меры обязательной профилактики (работа с психологами, наркологами и т.д.). Стандартная для России ситуация, после обращения в правоохранительные органы, жертва, в большинстве случаем, вынуждена проживать под одной крышей с обидчиком, где она вновь остается беззащитной. А если в семье есть дети, они также становятся жертвами семейного насилия.
Есть еще одна немаловажная проблема. Уголовные дела о семейном насилии, как правило, относятся к категории дел частного обвинения. Что это значит? Это значит, что жертва должна самостоятельно подготовить заявление частного обвинения о возбуждении уголовного дела и подать его в суд. При этом необходимо соблюсти все непростые юридические формальности. Если заявление составлено неправильно, то суд вправе отказать в его принятии или прекратить производство. Закон не предусматривает предоставление бесплатной юридической помощи жертве. Если все же заявление принято, суд возбуждает производство. Далее, потерпевшая сторона обязана самостоятельно поддерживать обвинение и доказывать суду вину обвиняемого. Сможет ли жертва самостоятельно справиться со столь сложной задачей, когда даже профессионалам-следователям по более сложным делам не всегда удается его доказать. Статистика оправдательных приговоров свидетельствует, что основная масса этих приговоров выносится по делам частного обвинения. Более того, 8 из 10 дел частного обвинения заканчиваются примирением сторон. Мой профессиональный опыт свидетельствует, что примирение по делам о семейном насилии, как правило, является вынужденным, по ряду приведенных мной выше причин.
Отсутствие специального закона, направленного против семейного насилия, специальных структур по предоставлению действенной помощи и поддержки жертвам семейного насилия, бездействия правоохранительных органов, недоверие к судебной системе и другие негативные факторы, свидетельствуют о незащищенности жертвы от семейного насилия, что приводит к разочарованию и отказу жертвы от защиты своих прав и законных интересов. Таким образом, преступники, совершившие насилие в семье, остаются безнаказанными.
Что же нужно делать в России для решения вопроса пресечения фактов семейного насилия.
Моя позиция. В первую очередь, необходимо создание специального ведомства, будь то министерство по делам женщин или комиссия по правам женщин в России. Необходимо принятие закона о защите от семейного (домашнего) насилия женщин, детей и стариков или принятие поправок в УК путем введения соответствующих статей с их квалификационными признаками, регламентирующих, как понятие семейного насилия, так и ответственности за него.
Безусловно, это должно быть активное взаимодействие между общественными и государственными структурами, активная деятельность правоохранительных органов по выявлению и предупреждению фактов семейного насилия, постановки на учет насильников — дебоширов, с сообщением о фактах насилия по месту работы или учебы. Реагирование должно быть 100%-м по каждому случаю насилия, и в первую очередь, должна иметь место профилактика преступлений.
Активную работу также должны вести и средства массовой информации. Жертвам семейного насилия необходимо оказывать социальную, психологическую и правовую помощь. Наказание за семейное насилие должно быть неотвратимым.
Необходимо вводить превентивные меры — охранный ордер, который бы защищал жертву от назойливых домогательств со стороны обидчика. Дела о преступлениях, связанных с семейным насилием должны относиться к категории дел частно-публичного обвинения возбуждаться либо по заявлению жертвы, либо по факту выявления и не должны прекращаться за примирением сторон, относиться к преступлениям против общественной безопасности и общественного порядка и расследоваться органами МВД. Обвинение должен поддерживать прокурор, а рассмотрение дела возложить на суды общей юрисдикции. При этом, жертве должна предоставляться бесплатная юридическая помощь с момента обращения в правоохранительные органы. Помимо работы участковых инспекторов полиции, необходимо привлекать общественные рейды с целью выявления и предотвращения фактов общего насилия и насилия в семье.
Спасибо за внимание.
Желаю нам успешной работы.
Начало форума
Начало форума
Выступление Людмилы Айвар на Пленарном заседании Евразийского женского Форума 24 сентября 2015
Светлана Медведева, Людмила Айвар
Людмила Айвар, Светлана Медведева, Ольга Крыштановская
С Зинаидой Федоровной Драгункиной — Российский государственный деятель, политик, член Совета Федерации, представляющий законодательную власть Москвы;
Ольгой Кузнецовой — председатель объединения «Женсоветы Москвы»
С Лаховой Екатериной Филипповной — Член Совета Федерации
С Ольгой Кузнецовой и Вероникой Крашенинниковой Российский историк-исследователь, политолог и общественный деятель, член Общественной палаты Российской Федерации.
С Илзе Лиепа — Российская балерина, народная артистка России, лауреат премии «Золотая маска», лауреат Государственной премии России.
С Москальковой Татьяной Николаевной — Заслуженный юрист России, Генерал-майор милиции, Депутат Государственной Думы ФС РФ Петренко Валентиной Александровной — Советский и российский государственный деятель, член Совета Федерации с 2001 года от Правительства республики Хакасия. Член комитета Совета Федерации по социальной политике. Доктор педагогических наук.
С Дианой Гурцкая — Российская эстрадная певица и общественный деятель;
Заслуженная артистка России. Член Общественной палаты Российской Федерации.
С Инной Юрьевной Святенко — Депутат Московской городской Думы