Злободневность создания РСПЧ базируется на двух проблемах.
1) только в 2019 Россия потратила 1,135 млрд руб. на выплаты и это не большая проблема, но 1240 решений Европейского суда по правам человека, Россия по судебному браку в лидерах! Европейский суд перегружен, длителен, много необоснованных отказов, часть решений политизированы.
2) Проблема контроля качества судебных решений и привлечения к ответственности следователей и судей, где сегодня мы питаем нереальную надежду на самоочищение и самоконтроль.
Для работы суда по правам человека, должен быть базовый нормативный акт. Европейский суд по правам человека проверяет решение национального суда на соответствие Европейской конвенции, Конституционный суд проверяет решение суда на соответствие Конституции. В мире нет отдельных национальных судов по правам человека, потому что все национальные суды, в той или иной мере, рассматривают вопросы прав человека. Суд по правам человека инстанция международной независимой помощи и контроля.
Мир все больше становится много полярным и политизированным. Каждый год мы слышим предположение о исключении России из европейских институтов в том числе ЕСПЧ. Российская национальная правовая система имеет изъяны, с которыми сама не может справиться и необходим независимый международный институт исправления судебных ошибок.
Создание политически минимально ангажированного суда возможно на площадке ШОС или СНГ. Возможно разработать и принять Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и создать прецедентный суд по правам человека.