Российской адвокатуре нужна срочная реформа-3



23 апреля 2014 года в Москве состоялся Конгресс адвокатов России, на котором обсуждались вышеперечисленные «болевые» точки современной адвокатуры. Участники Конгресса приняли решение о создании общественного объединения адвокатов, Союз адвокатов России, которое будет осуществлять функции общественного контроля. Базовый принцип – его члены не могут одновременно входить в состав органов управления адвокатуры.

Делегаты съезда привели многочисленные подтверждения существования этих проблем. Как пример - один из скандалов, произошедший на конференции Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия). Достояние общественности стали следующие факты: 12 лет палату возглавляют несменяемый Президент и ряд членов совета. По мнению части адвокатов палаты, эти люди практикуют многочисленные финансовые поборы, полученные средства расходуются руководством палаты расходует по своему усмотрению и не справедливо. Молодые адвокаты для сдачи квалификационного экзамена должны уплатить 150 тысяч руб. В результате якутские адвокаты высказали недоверие действующему руководству и предложили на голосование альтернативного кандидата в Президенты. После долгих споров, словесных перепалок и вмешательства со стороны Управления юстиции предложение было одобрено. Альтернативный кандидат выиграл. Однако действующее руководство не согласилось с таким итогом и представители совета палаты «продавили» переголосование вопроса. Половина зала, выступавшая против, в знак протеста беззаконию покинула зал. И сейчас по данному факту начинаются судебные разбирательства, аналогичные иску в Лефортовском суде г. Москвы, где идет рассмотрение иска инициативной группы адвокатов Московской области к региональной Адвокатской палате.

В Подмосковье проблемы те же – адвокаты требуют признать недействительным решения XI-й Ежегодной областной конференции адвокатов. Назрел конфликт между адвокатами и руководством и в Адвокатской палате Иркутской области. Поводами для конфликта стали нелегитимное (по мнению части адвокатов) переизбрание действующего Президента, проживающего несколько лет в Москве, а также все остальные вышеперечисленные проблемы.

Другая не менее острая проблема - коррупция. Адвокатура превращается в приводной механизм коррупции, ее центральную составляющую, к тому же одну из самых опасных. Мы видим их в роли «несунов» в правоохранительной системе и судах, советников криминальных группировок и «воров в законе». «Криминальный адвокат» опаснее рецидивиста. Прикрываясь благими целями поддержания политической стабильности, в условиях корыстно-коррупционного построения вертикали отчислений, «криминальный» адвокат - самый желанный для руководства. И это становится системой.

Раскрыть коррупционные преступления, где одним из фигурантов может являться адвокат, трудно в силу его юридической грамотности и особого процессуального положения. Адвокат, который по своему правовому положению является не должностным лицом государственной службы, а членом некоммерческой организации, специальным субъектом большинства коррупционных преступлений признан быть не может. В силу закона он может быть только соучастником преступлений, совершаемых специальным субъектом. В связи с этим необходимы поправки в уголовное законодательство, квалифицирующие наказание за коррупцию в адвокатуре.

По смыслу концепции законопроекта № 471327-6 «Об основах общественного контроля в РФ», контроль, в основном, выполняют общественные палаты и общественные советы при органах исполнительной власти. Руководство адвокатским сообществом наполнило и возглавило эти общественные структуры. Вот лишь самые известные примеры. Так, бессменный заместитель секретаря Общественной палаты России, не замеченный в адвокатской деятельности, но являющийся Вице-президентом Федеральной палаты адвокатов, он же - член общественных советов при ФСБ, Министерстве Юстиции, ФСИН России. Президент Федеральной палаты адвокатов, он же Президент Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, Член Совета Общественной палаты России, член общественного совета Министерства Юстиции. Далее, Президент Московской Палаты адвокатов - он же член Общественной Палаты России с 2005 года, член Общественного совета при МВД РФ, Министерстве Юстиции. Президент палаты адвокатов Московской области - он же бессменный Вице-президент ФПА, член Общественной палаты ЦФО, член общественной палаты Московской области, член общественного совета при Министерстве юстиции РФ и т.д.

Надеяться на общественный самоконтроль со стороны общественных палат или общественных советов как-то не приходится. Юридическое сообщество считается закрытым профессиональным сообществом. Юристы находятся в особом положении, их отличает хорошее знание правовых, моральных и профессиональных норм и их недостатков, пробелов, хитростей и уловок. Механизмы репрессивного контроля оказываются малоэффективными ввиду сложности профессиональной деятельности, тем более что всегда существуют возможности для обмана. Выдающийся ученый и адвокат Е.В. Васьковский отмечал, что «ни одна профессия не представляет для нравственности занимающихся ею лиц таких соблазнов, как юриспруденция». Адвокат «будучи специалистом в правоведении, может облечь в законную форму любую уловку, любой подвох…». Наиболее эффективен внутрикорпоративный контроль со стороны коллег, так как соблюдение тех или иных норм могут увидеть только профессионалы.

По смыслу, президентский законопроект № 471327-6 ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» предусматривает осуществление общественного контроля за деятельностью в области обеспечения правопорядка, правоохранительных органов и суда и, естественно, адвокатуры. С учетом своей специфики, общественный контроль за профессиональной юридической деятельностью должен регламентироваться отдельными федеральными законами, учитывающими особенности и специфику, часто связанные с особым порядком или различными формами тайны.

Независимость адвокатуры от власти несет очень высокие требования к профессионализму и специальным знаниям адвоката и, прежде всего, самоконтролю. Сегодня эта независимость превратилась, при отсутствии общественного адвокатского самоконтроля, в корыстную безнаказанность.

ФЗ № 63 закрепляет понятие Общественные объединения адвокатов (ст. 39). Но закон не раскрывает функции адвокатских объединений, их цели, задачи, членство. Сегодня они просто «срослись» с органами управления. Как пример, Общероссийское объединение адвокатов «Федеральный союз адвокатов России - ФСАР». Президент ФСАР, он же Вице-президент Федеральной палаты адвокатов и он же Президент палаты адвокатов Московской области. Аналогична ситуация со всеми остальными общественными объединениями адвокатов. Очевидна бессмысленность нормы. Думается, что необходимы поправки в ст. 39, а именно, о том, что члены Общественных объединений адвокатов вправе осуществлять функции общественного контроля, но члены объединений не могут быть одновременно членами органов управления адвокатуры.

Общественный адвокатский контроль должен осуществляется в форме мониторинга, проверки, экспертизы и т.д. Необходимо законодательно закрепить обязанность субъектов общественного адвокатского контроля на обнародование информации о результатах контроля, а также право адвокатов и граждан на открытый доступ к информации о контроле, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие адвокатскую тайну.

Общественные адвокатские объединения должны дополнить: механизм контроля качества оказываемой юридической помощи, «горячая линия» помощи обманутым гражданам, привлечение к дисциплинарной и уголовной ответственности нерадивых адвокатов, «горячая линия» помощи адвокатам в вопросах разногласий с адвокатскими палатами, незаконного преследования по вопросам профессиональной деятельности. Должны активно применяться такие формы, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие.

В целом, необходимы реформы, приводящие к повышению ответственности и компетентности адвокатов и, как следствие, привлекательности института адвокатуры.

Великий политик Николо Макиавелли утверждал – человек бывает хорошим только вынуждено. Для того чтобы сделать адвокатуру лучше и чище, чтобы перестали воровать, создавать коррупционные схемы, вымогать у своих коллег, злоупотреблять и бездельничать за счет взносов коллег, нужна продуманная, законодательно закрепленная система регламентирования и общественный адвокатский контроль, не «сросшийся» с руководством. Необходимо всеадвокатское, широкое обсуждение реформы адвокатуры по госпрограмме «Юстиция».

Профессиональная квалифицированная правовая помощь населению немыслима без решения организационных и правовых возможностей адвокатуры.

Со времен древнего Рима юристы играли ведущую роль в обществе. Плеяда русских присяжных поверенных была образцом прогресса, активно участвовавших в социальной жизни. Мы понимаем, что прогресс никогда не приходит сам. Его следует заработать. Реформируя адвокатуру, мы делаем общее дело. Исходя из сегодняшних проблем, мы делаем правильное дело. Мы никогда не искали легких путей и не ставили перед собой несложных задач. Адвокатура должна показывать пример гражданского общества с демократическими принципами управления, выполняя главное свое предназначение – защиту прав и свобод человека!

Игорь Леонидович Трунов - д.ю.н., профессор, адвокат. Национальный президент Всемирной Ассоциации юристов. Заместитель председателя Международного Союза юристов