Катастрофа российского А321: месяц после теракта — Союз адвокатов России

Союз адвокатов россии

Катастрофа российского А321: месяц после теракта

30.11.2015

Изображение внутри записи

Ровно месяц назад, 31 октября, самолет А321 компании "Когалымавиа" пропал с экранов радаров спустя примерно полчаса после вылета из аэропорта египетского курортного города Шарм-эш-Шейх. Некоторое время после этого из-за рубежа поступала противоречивая информация, но вскоре стало ясно: авиалайнер, следовавший в Санкт-Петербург рейсом 9268, потерпел крушение.

Катастрофа произошла в 100 километрах к югу от города Эль-Ариш — административного центра египетской провинции Северный Синай. На борту самолета находилось 217 пассажиров, возвращавшихся после отдыха на Красном море, и 7 членов экипажа. Все они погибли. Эта катастрофа стала крупнейшей в истории отечественной авиации.

Согласно общепринятой процедуре, промежуточный отчет о расследовании обстоятельств авиакатастрофы должен быть выпущен через 30 дней после происшествия. Но еще до этой даты выяснилось, что причиной крушения российского пассажирского лайнера стал террористический акт. Имена заказчиков и исполнителей теракта пока не известны, однако у следствия нет сомнений в том, что преступники связаны с запрещенной в России группировкой "Исламское государство". Президент РФ Владимир Путин потребовал "найти и наказать" террористов, где бы они ни прятались. За содействие в розыске и поимке преступников объявлено небывалое в российской истории вознаграждение в размере $50 млн.

 

Новость об авиакатастрофе, унесшей 224 человеческих жизни, стала трагическим известием для миллионов россиян. В петербургском аэропорту Пулково был оперативно развернут пункт оказания психологической помощи, заработали экстренные "горячие линии", подключились власти различных уровней — от федерального до муниципальных.

В числе погибших оказались жители разных регионов России, но большинство проживали в Петербурге. В первые часы после трагического происшествия на Дворцовой площади города возник стихийный мемориал, куда люди несли цветы, свечи, мягкие игрушки и записки со словами соболезнования. Такое же место памяти образовалось у входа в зал вылетов аэропорта Пулково.

В интернете начался сбор подписей за установку в Пулкове мемориала погибшим пассажирам и экипажу рейса 9268. Представители городских властей пообещали, что память о погибших "обязательно будет увековечена", однако в каком именно месте и в какой форме — еще предстоит обсудить, в том числе с родственниками жертв авиакатастрофы.

Компания "Ингосстрах", в которой были застрахованы ответственность авиакомпании "Когалымавиа" перед пассажирами и сам самолет, уже произвела первые выплаты родственникам погибших. По состоянию на 25 ноября выплаты в размере 2 млн рублей получили 10 человек. В то же время в СМИ появились сообщения, что процесс оформления выплат неоправданно затягивается, от родственников погибших требуют предоставления целых кип справок, что побудило депутата от КПРФ Валерия Рашкина обратиться с запросом в Генпрокуратуру. Адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы родственников погибших, подал заявление на имя председателя СК России Александра Бастрыкина о привлечении к уголовной ответственности сотрудников страховой компании "Ингосстрах", которые "обманным путем получают с родственников погибших пассажиров заявления, ограничивающие их право на обращение в суд с целью получения компенсации".

В банке России сообщили, что держат под контролем своевременность и качество страховых выплат родственникам погибших пассажиров рейса 9268.

Памяти погибших в катастрофе А321

Поисково-спасательная операция на месте крушения авиалайнера была организована властями Египта в первые часы после катастрофы, а в скором времени к ней подключились экстренно направленные в Египет специалисты из России, представляющие различные ведомства, прежде всего МЧС. Впрочем, довольно быстро стало ясно: надежды найти выживших практически нет, поэтому задача сводится к обнаружению останков, личных вещей погибших и фрагментов самолета, прежде всего — бортовых самописцев, содержащих информацию о ходе полета.

Поисковая операция проходила в непростых условиях: Северный Синай является закрытой зоной, уже год армия Египта проводит там масштабную операцию против боевиков экстремистской группировки "Ансар Бейт аль-Макдис" ("Сторонники Иерусалима"), связанной с ИГ. Именно египетские военные, патрулировавшие территорию, первыми обнаружили обломки лайнера. Самолет упал в горном массиве Эн-Нахаль, пустынном, безводном и безлюдном месте.

Начав поиски с того места, где находилась основная часть фюзеляжа, участники операции постепенно расширяли ее масштабы, доведя зону поиска до 40 квадратных километров. Глава МЧС Владимир Пучков потребовал, чтобы весь этот район был обследован буквально по сантиметру. "Если нужно просеять песок, где могут быть останки тел и обломки самолета, сделайте это совместно с МАК, — поставил задачу Пучков на заседании рабочей группы правительственной комиссии. — Применяйте новые технологии — беспилотники и космический мониторинг".

Необходимость обследовать столь большую площадь была вызвана тем, что самолет начал разваливаться еще в воздухе, из-за чего его обломки оказались рассеянными по значительной территории. Тем не менее, участникам операции удалось довольно быстро обнаружить "черные ящики", которые были переданы специалистам для расшифровки. В распоряжение специалистов поступили и все найденные обломки и фрагменты авиалайнера. А останки погибших переправлялись в Россию для опознания и последующего захоронения, сюда же отправляли и найденные на месте крушения документы и личные вещи пассажиров и членов экипажа.

Одной из первых версий катастрофы стало предположение, что российский самолет мог быть сбит ракетой, выпущенной исламскими боевиками, действующими в районе Северного Синая. Однако эта версия была быстро опровергнута специалистами как несостоятельная.

Российские компетентные органы, занимавшиеся расследованием, первоначально отдавали приоритет версии о возможной технической неисправности самолета либо ошибке экипажа. Вся информация, касающаяся технического состояния авиалайнера, изучалась буквально под микроскопом. Разумеется, параллельно изучались и другие версии, в том числе и возможность террористического акта.

Основания для того, чтобы более пристально взглянуть на версию теракта, появились примерно неделю спустя после авиакатастрофы, когда в ряде зарубежных СМИ появились публикации со ссылками на источники в западных спецслужбах. Тогда же Великобритания из соображений безопасности приняла решение приостановить воздушное сообщение с Шарм-эш-Шейхом, а британский премьер Дэвид Кэмерон позвонил российскому президенту, чтобы поделиться имеющимися у него сведениями. Вслед за Великобританией о приостановке полетов в Египет объявили еще несколько европейских стран.

Впрочем, египетские власти, проводившие собственное расследование, версию теракта на тот момент отрицали. В России также настаивали на необходимости тщательной и методичной отработки всех возможных вариантов происшествия. Лишь 17 ноября было официально объявлено: причиной крушения А321 действительностал террористический акт.

 

О том, что причиной крушения А321 над Синаем стал теракт, произведенный с помощью самодельного взрывного устройства мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, доложил глава ФСБ Александр Бортников на совещании, которое глава российского государства провел сразу по возвращении из Турции с саммита "двадцатки". В совещании в Кремле также приняли участие министр обороны Сергей Шойгу, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Валерий Герасимов, министр иностранных дел Сергей Лавров и директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков.

"Можно однозначно сказать, что это террористический акт", — заявил Бортников. По его словам, на обломках и вещах были обнаружены следы взрывчатого вещества иностранного производства.

"По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полете сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, в результате чего произошло "разваливание" самолета в воздухе, чем объясняется разброс частей фюзеляжа самолета на большом расстоянии", — сообщил глава ФСБ.

Он пояснил, что выводы были сделаны специалистами после тщательного исследования личных вещей, багажа пассажиров и частей потерпевшего крушение лайнера.

Найти и наказать

Выслушав доклад главы ФСБ, Владимир Путин выразил уверенность в том, что лица, причастные к гибели российских граждан в результате теракта на борту авиалайнера, будут установлены, обнаружены и наказаны, где бы они ни находились.

Заметив, что "убийство наших людей на Синае — в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений", Путин заявил: "Мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников".

"Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем", — подчеркнул российский лидер.

Награда в $50 млн

Президент потребовал от спецслужб сосредоточиться на работе по поиску причастных к теракту. Он также поручил МИД РФ "обратиться ко всем нашим партнерам".

"Мы рассчитываем в ходе этой работы, в том числе и по поиску и наказанию преступников, на всех наших друзей", — сказал Путин. По его словам, следует "опираться на людей, которые разделяют наши моральные и нравственные ценности, лежащие в основе нашей политики, в данном случае — внешней политики и политики безопасности, политики борьбы с терроризмом".

Глава государства отметил, что работа по выявлению и наказанию виновников гибели российских граждан будет вестись "в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, предусматривающей право государств на самооборону". "Все, кто попытается оказать содействие преступникам, должны знать, что последствия от попыток такого укрывательства будут лежать полностью на их плечах", — предупредил Путин.

По итогам совещания у президента в Центре общественных связей ФСБ России сообщили, что "за предоставление сведений, способствующих задержанию преступников, будет выплачено вознаграждение в размере $50 млн.

Для России это самое большое вознаграждение за поимку преступников. Такую же сумму ФБР давало только за информацию о "террористе номер один" Усаме бен Ладене.

Крупнейшие денежные вознаграждения за информацию о террористах в России. Досье

Крупнейшие вознаграждения за информацию о террористах в США и ряде других стран. Досье

Расследование может быть длительным

Спустя буквально несколько часов после сообщения о том, что причиной катастрофы стал теракт, из Египта уже начали поступать новости о задержании подозреваемых. Впрочем, информация оказалась ложной и была официально опровергнута. По мнению Кремля, расследование и обнаружение виновных может занять много времени.

"Расследование подобных террористических актов может быть весьма длительным, но, вместе с тем, это не означает, что оно будет долгим", — сказал журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

По его мнению, "говорить о том, что расследование ведется долго — неуместно". "Выполняются необходимые процедуры, связанные со следствием", — пояснил представитель Кремля.

Пресс-секретарь президента признался, что в Кремле "не располагают информацией, когда это (оглашение результатов расследования) может произойти". "Но не раньше, чем это следствие будет завершено", — уточнил он.

Песков подчеркнул, что "заранее следствие не сообщает" информацию о возможных исполнителях, организаторах и заказчиках теракта.

По словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, у властей пока нет сведений о том, кто именно стоял за организацией теракта, но нет и сомнений в связи этих лиц с международным терроризмом.

Как полагает глава департамента МИД по вопросам новых вызовов и угроз Илья Рогачев, теракт на борту А321 может быть местью за борьбу России с террористической группировкой "Исламское государство". По мнению заместителя министра обороны РФ Анатолия Антонова, теракт мог быть направлен и против отношений России с Египтом.

 

Для Египта последствия теракта оказались более чем существенными: 6 ноября Россия вслед за рядом европейских стран приняла решение временно приостановить воздушное сообщение с АРЕ. Это было сделано по распоряжению президента Владимира Путина, который поддержал рекомендации Национального антитеррористического комитета.

После этого все регулярные и чартерные рейсы в Египет были отменены, а российских туристов, проводивших отдых на курортах Красного моря, начали планово возвращать на родину специально зафрахтованными самолетами, причем багаж в целях безопасности доставлялся отдельными рейсами.

На тот момент на курортах находились более 88,5 тыс. российских туристов. 19 ноября глава МЧС Владимир Пучков сообщил, что практически все они, за незначительным исключением, вернулись на родину. Отъезд происходил организованно и без каких-либо инцидентов. За это же время МЧС совместно с Минобороны доставили в Россию почти 740 тонн багажа.

По словам советника главы Ростуризма Светланы Сергеевой, за неделю до конца ноября в Египте оставалось всего полтора десятка российских туристов, а также аниматоры и сотрудники гостиниц. Все они должны вернуться в Россию до конца месяца.

Одновременно с приостановкой авиасообщения было принято решение прекратить продажу туров в Египет. Теперь такие туры приобрести невозможно, даже если они предполагают не прямые, а пересадочные перелеты. По словам главы Ростуризма Олега Сафонова, крупнейшие российские туроператоры объявили, что их прямые убытки от запрета полетов в Египет составили 1,7 млрд рублей. Впрочем, уточнил Сафонов, эти убытки еще требуется подтвердить документально.

Что касается потерь египетской туриндустрии, то они, по самым скромным оценкам, могут составить сотни миллионов долларов в год.

 

Если организаторы и исполнители теракта на борту А321 рассчитывали, что после этого трагического происшествия Россия прекратит борьбу против террористов в Сирии, то они ошиблись: российская активность на этом направлении только возросла.

Сразу после доклада главы ФСБ о том, что причиной авиакатастрофы стал теракт, президент РФ потребовал усилить удары с воздуха по боевикам группировки "Исламское государство". Вслед за этим министр обороны Сергей Шойгу отчитался: интенсивность авиаударов увеличена вдвое. Для этого, в частности, против боевиков ИГ впервые применены стратегические бомбардировщики.

Наряду с этим Россия заметно активизировала усилия по налаживанию взаимодействия со странами Запада, которые также проводят операции против исламских террористов в Сирии. В частности, договоренность о координации действия военных и спецслужб против террористов была достигнута лидерами России и Франции. Путин поручил российским военным установить с французскими коллегами прямой контакт и "работать с ними как с союзниками". Достигнуты также договоренности об усилении антитеррористического сотрудничества с Египтом, ОАЭ и рядом других государств.

 

Возврат авиасообщения с Египтом будет зависеть от результатов аудита авиабезопасности в этой стране, заявил министр транспорта РФ Максим Соколов. Позднее вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что российская группа по аудиту авиабезопасности закончила работать в Египте и вернулась в Москву, где формулирует свои рекомендации.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев не исключил, что придется рассмотреть вопрос об отмене рейсов из России и в другие, помимо Египта, страны, но надеется, что этого не произойдет.

"Я не могу исключать, что в какой-то ситуации мы вынуждены будем рассмотреть подобные вопросы в отношении и других направлений и других стран, но пока этого не сделано, и хотелось бы надеяться, что этого не произойдет", — сказал глава правительства РФ на пресс-конференции по итогам саммита АТЭС.

"До тех пор, пока нет каких-либо очевидных проблем, естественно, маршруты закрываться не должны", — добавил Медведев. Он отметил также, что власти РФ не могут запретить россиянам посещать какие-либо страны, могут быть даны лишь соответствующие рекомендации — такова общемировая практика. "После этого, в случае, если гражданин той или иной страны посещает государство, куда не рекомендовано ездить, это его собственный риск. Потому что запретить, конечно, мы ничего не можем", — подчеркнул премьер.

Росавиация уже рекомендовала российским авиакомпаниям предоставить информацию об уровне авиабезопасности в аэропортах Турции, Туниса, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и европейских стран.

Тем временем после закрытия египетского направления и резкого ухудшения отношений с Турцией, после того, как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик над территорией Сирии, туроператоры РФ в срочном порядке пересматривают свои планы. Более 80% крупных туроператоров в РФ в этом году переориентировались на внутренние направления, сообщил руководитель комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России (АТОР) Илья Уманский.

"Сокращение выездных туристических потоков привело к тому, что многие крупные российские туроператоры, работающие на международном рынке, чтобы сохранить свой бизнес, переориентировались. За год около 80% крупных российских турфирм, работающих в выездном сегменте, стали осваивать внутренние туристические направления", — сказал Уманский, добавив, что это "вынужденная мера".

По его мнению, в 2016 году первым делом должна быть создана конкуренция между российскими отельерами. "На курортах в следующем году нужно начать создавать максимально комфортные условия для привлечения инвесторов. По такому пути когда-то пошла Турция", — отметил представитель АТОР.

По оценке Уральской ассоциации туризма, российские курорты — Краснодарский и Крым — смогут в 2016 году принять 1,5-2 млн человек. "Сейчас мы ждем четких инструкций от Ростуризма. В случае, если будет введен запрет на полеты в Турцию, а авиасообщение с Египтом не будет восстановлено, то приоритетными направлениями для летнего отдыха станут, безусловно, российские курорты — Краснодарский край и Крым. Они смогут принять 1,5-2 млн человек. Еще одним направлением может стать Болгария, она очень похожа на Турцию. Кроме того, ведутся переговоры с Грецией о возможности размещения наших туристов", — рассказал исполнительный директор ассоциации Михаил Мальцев. По его мнению, популярными курортными направлениями останутся Испания, Италия, Хорватия и Черногория, а также Таиланд и Вьетнам в Юго-Восточной Азии.

Мировые стандарты авиационной безопасности в аэропортах