Ответ Министерства Юстиции Обращение САР к Председателю Правительства РФ, о сокращении налогообложения адвокатов РФ с 13% до 6% — Союз адвокатов России

Союз адвокатов россии

Ответ Министерства Юстиции Обращение САР к Председателю Правительства РФ, о сокращении налогообложения адвокатов РФ с 13% до 6%

23.09.2019

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНЮСТ РОССИИ)

Житная ул., д. 14, Москва, 119991

тел. (495) 955-59-99, факс (495) 955-57-79

 Е-mail: info@minjust.ru

12.09.2019 № 12-115133/19

На № _________ от ______

 

Президенту Союза

адвокатов России

Трунову И.Л.

Волоколамское ш., д. 15/22,

 г. Москва, 125080

 

Уважаемый Игорь Леонидович!

 

            В Департаменте по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции Российской Федерации рассмотрено в пределах установленной компетенции Ваше письмо от 31.07.2019 № 145 (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2019 № юл-456/19), и сообщается следующее.

            В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере адвокатуры.

            Адвокатская деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

            В настоящее время согласно пункту 14 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) освобождается от обложения названным налогом имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций.

            Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов представляет собой льготу, то есть исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения; льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять круг лиц, на которых они распространяются (абзац первый пункта 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2018 г. № 22-П).

            Согласно пункту 1 статьи 14 Кодекса налог на имущество организаций относится к региональным налогам.

            Как следует из абзаца четвертого пункта 3 статьи 12 Кодекса, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

            В соответствии со статьей 12 Кодекса вопросы взимания налога на имущество организаций регулируются главой 30 Кодекса, согласно пункту 1 статьи 372 которой предусмотрено, что налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

            Необходимо отметить, что из статей 5 (части 2 и 3), 72 (пункт «и» части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации вытекает, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации.

            Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д (абзацы первый и второй пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П).

            Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от налога имущество организаций подлежат  зачислению бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.

            В этой связи предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций на федеральном уровне напрямую сказывается на доходах региональных бюджетов.

            Кроме того, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации оказание услуг адвокатами, а также коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость (подпункт 14 пункта 3 статьи 149); адвокаты уплачивают налог на доходы физических лиц по ставке 13 процентов (пункт 1 статьи 224).

            Вместе с тем благодарим Вас за представленные предложения и сообщаем, что они могут быть рассмотрены в ходе доработки проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, разработанного Минюстом России в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312 (редакция от 23.04.2016).

 

Директор Департамента

по вопросам правовой помощи

и взаимодействия с судебной системой                                                        А.В. Дронова