Обращение САР к Председателю Правительства РФ, о сокращении налогообложения адвокатов РФ с 13% до 6%



Председателю Правительства Российской Федерации

Медведеву Дмитрию Анатольевичу

 

Министру финансов Российской Федерации

Силуанову Антону Германовичу

 

от Президента Союза Адвокатов России

д.ю.н., профессора, Академика РАЕН

Трунова Игоря Леонидовича

 

 

Адрес для корреспонденции:

125080, г. Москва, Волоколамское ш., д.15/22

Союз адвокатов России

 

 

О НАДЕЛИИ АДВОКАТОВ ПРАВОМ

НА ПЕРЕХОД

НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

 

Союз адвокатов России обращает внимание на необоснованное налогообложение профессиональной деятельности адвокатов.

Адвокаты по своей правовой природе являются самозанятыми гражданами оказывающие квалифицированную юридическую помощь на профессиональной основе. Анализируя характер деятельности адвокатов, следует что она, тождественна деятельности индивидуальных предпринимателей, организаций или лиц, оказывающих юридические услуги без наличия у таковых статуса адвоката.

Между тем, несмотря на абсолютное сходство всех обязанностей с самозанятыми гражданами и гражданами-предпринимателями, адвокаты лишены права перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН) и применять ее при получении гонораров за оказываемые юридические услуги.

В настоящее время адвокаты обязаны платить налоги исходя из ставки 13%, поскольку к деятельности адвоката применяются общие правила налогообложения доходов физических лиц, в то время, как граждане, не имеющие статуса адвоката пользуются УСН и оплачивают налоги по ставке 6% - от доходов или 15% - доходы минус расходы.

 

На наш взгляд налогообложение адвоката в размере 13% является объективно несправедливым с точки зрения единообразия и системного подхода в законодательстве.

Адвокат не является лицом, чья деятельность выстроена по принципу работник – работодатель. Адвокат, как лицо самозанятое самостоятельно обеспечивает себя деятельностью. Адвокат в своей деятельности конкурирует с гражданами, занимающимися оказанием юридических услуг без статуса адвоката.

Еще больший диссонанс в налогообложении вызывает то обстоятельство, что, все некоммерческие организации в праве при регистрации или в процессе осуществления своей некоммерческой деятельности переходить на УСН на абсолютно легальных основаниях.

Следует обратить внимание на то, что адвокатская деятельности в России также является некоммерческой, не смотря на это, только адвокаты лишены права на применения УСН.

Чем именно вызван такой подход к налогообложению деятельности адвокатов непонятно, но очевидно, он является дискриминационным, ухудшающим правовое и материальное положение адвокатов.

 

На наш взгляд на законодательном федеральном уровне должны быть внесены изменения в части налогообложения деятельности адвокатов на предмет установления права на переход адвокатов на УСН в части доходов, получаемых от адвокатской деятельности.

 

Говоря о необходимости установления режима налогообложения деятельности адвокатов в виде УСН, следует отметить, что юридические услуги и юридическую помощь оказывают гражданам не только адвокаты, но и коммерческие организации и граждане-индивидуальные предприниматели, которые регистрируют соответствующие коды ОКВЭД.

Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, в отличии от адвокатов, в праве применять УСН в отношении доходов, получаемых от оказания юридических услуг и юридической помощи гражданам и организациям. Более того, зачастую сотрудники коммерческих организаций, индивидуальные предприниматели и работники индивидуального предпринимателя могут не иметь юридического образования и при этом оказывать те самые юридические услуги, и при этом применять режим УСН, уплачивая 6% от получаемых гонораров за выполняемую работу.

А адвокаты, являющиеся профессионалами с области юриспруденции, оказывая юридические услуги и юридическую помощь в соответствии с высокими стандартами, устанавливаемыми адвокатскими палатами, неся дисциплинарную ответственность за совершение этических проступков в процессе оказания юридической помощи свои доверителям, не имеют возможности применять и переходить на Упрощенную Систему Налогообложения.

Стоит отметить, что количество адвокатов в Российской Федерации составляет около 80 000 человек, а адвокатскую среду с трудом можно назвать "крупным налогоплательщиком", чтобы болезненно относится к предоставлению права на переход адвокатов на УСН.

Напротив, размеры получаемых доходов адвокатов от своей профессиональной деятельности на фоне иных объектов налогообложения составляют для государства наименьший интерес. Налогооблагаемая база доходов адвокатов не имеет какого бы то ни было заметного, значимого и ощутимого эффекта на формировании бюджета РФ.

На наш взгляд деятельность адвокатов в настоящее время напротив требует позитивной денежной стимуляции в виде возможности сокращения налоговых обязанностей с 13% (НДФЛ) до 6% (право перехода на УСН).

 

На основании изложенного, прошу:

— рассмотреть вопрос о возможности изменения налогового законодательства на предмет предоставления адвокатам права на переход к упрощенной системе налогообложения

— рассмотреть возможность организации публичного обсуждения вопроса о предоставлении адвокатам права на переход к упрощенной системе налогообложения в формате круглых столов для выработки конкретных предложений

— рассмотреть вопрос создания профильных рабочих групп для разработки проектов нормативных правовых актов на предмет внесения изменений законодательство на предмет установления для адвокатов права на переход к упрощенной системе налогообложения

 

            Приложения:

- копия письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 апреля 2019 г. N 03-11-06/32440

 

д.ю.н, профессор

Президент Союза адвокатов России                 Трунов Игорь Леонидович

 

 

 

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 апреля 2019 г. N 03-11-06/32440

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросу, связанному с применением Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" (далее - Федеральный закон), сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном названным Федеральным законом.

Ограничения, связанные с применением Федерального закона, установлены частью 2 статьи 4 и частью 2 статьи 6 указанного Федерального закона.

Положения Федерального закона не предусматривают запрета на применение специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" для физических лиц, не имеющих статуса адвоката, оказывающих юридические услуги, при условии соблюдения норм указанного Федерального закона.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

Р.А. Саакян