ОБРАЩЕНИЕ О НАДЕЛИИ АДВОКАТОВ ПРАВА НА ПЕРЕХОД НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ



В Правительство Российской Федерации

Председателю Правительства Российской Федерации

Медведеву Дмитрию Анатольевичу

 

от Союза Адвокатов России

Вице президента Союза Адвокатов России

Аманалиева Марата Ильича

 

 

Адрес для корреспонденции:

125080, г. Москва, Волоколамское ш., д.15/22

Коллегия адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры»

 

 

 

ОБРАЩЕНИЕ

О НАДЕЛИИ АДВОКАТОВ ПРАВА НА ПЕРЕХОД

НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ

 

 

                Граждане Российской Федерации в соответствии согласно Конституции России обязаны платить налоги.

            Одним из видов налогов является налог на доходы физических лиц, который составляет 13% от таких доходов.

            В тоже время граждане РФ имеют права зарегистрировать в отношении себя статус Индивидуального предпринимателя. Приобретение такого статуса дает гражданину возможность, оказывая какие-либо услуги или выполняя какие-либо работы в рамках специализированной, профессиональной деятельности перейти на иной налоговый режим, а именно, на Упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).

            Суть УСН заключается в том, что гражданин-предприниматель может выбрать один из двух способов определения налоговой базы:

            1. Доходы - 6%

            2. Доходы минус Расходы - 15%

 

            В первом случае гражданин-предприниматель выплачивает налоги в размере 6% от всех получаемых сумм в качестве оплаты за оказанные услуги, выполненные работы и проданные товары.

            Во втором случае гражданин-предприниматель оплачивает налоги с сумм, полученных, в качестве оплаты за оказанные услуги, выполненные работы и проданные товары, за вычетом расходов произведенных.

            Такой гибкий подход к вопросу налогооблажения в отношении профессиональной деятельности граждан позитивно сказывается на собираемости налогов, а также подталкивает граждан к осуществлению предпринимательской деятельности в массовом порядке, что позитивно сказывается на собираемости налогов и наполнении бюджетов РФ, а также субъектов РФ.

            Кроме того, в настоящий момент в Российской Федерации рассматривается вопрос о введение налога для самозанятых. Налоговые ставки для таких граждан также предусматриваются крайне лояльными и приемлемыми - от 2,5 до 5 %.

 

            Данным обращением Союз адвокатов России хотел бы обратить внимание законодателя положение дел касаемо налогообложения профессиональной деятельности адвокатов.

            Адвокаты по своей сути являются самозанятыми гражданами оказывающие юридическую помощь на профессиональной основе. Анализируя характер деятельности адвокатов следует отметить, что деятельность фактически тождественна деятельности индивидуальных предпринимателей.

            Более того, законодательно адвокаты ежегодно обязаны оплачивать страховые взносы в размере соответствующем взносам, уплачиваемым Индивидуальными предпринимателями.

            В случае найма адвокатом, открывшим адвокатский кабинет, работников, такой адвокат обязан оплачивать всех страховые взносы за своих сотрудников, а также исполнять обязанности налогового агенты, перечисляя все налоговые отчисления работников в бюджеты соответствующих уровней.

            

            Между тем, несмотря на абсолютное сходство всех обязанностей с самозанятыми гражданами и гражданами-предпринимателями, адвокаты лишены права перейти на УСН и применять ее при получении гонораров за оказываемые юридические услуги в случае представления интересов граждан и организаций в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

            Адвокаты обязаны платить налоги исходя из ставки 13%, поскольку к деятельности адвоката применяются общие правила налогообложения доходов физических лиц.

 

            На наш взгляд подобный подход к налоговым обязанностям адвоката объективно, который не имеет права перейти на УСН объективно несправедлив.

            С учетом того, что все обязанности адвокаты по оплате страховых взносов и иных сбор в пользу государства за право иметь статус адвоката и осуществлять адвокатскую деятельность, приравниваются к размерам взносов, оплачиваемых индивидуальными предпринимателями, адвокаты должны быть в праве также как и индивидуальные предприниматели переходить на УСН в части налогооблажения доходов получаемых от адвокатской деятельности.

            Еще больший диссонанс в плане налогооблажения вызывает то обстоятельство, что, например, все некоммерческие организации в праве при регистрации или в процессе осуществления своей некоммерческой деятельности переходить на УСН на абсолютно легальных основаниях.

            Следует обратить внимание на то, что адвокатская деятельности в Российской Федерации также является некоммерческой. И не смотря на данное обстоятельство, среди всех лиц, осуществляющих некоммерческую деятельность, только адвокаты лишены права на применения УСН.

            Чем именно вызван такой подход к налогообложению деятельности адвокатов непонятно.

 

            На наш взгляд на законодательном федеральном уровне должны быть внесены изменения в части налогооблажения деятельности адвокатов на предмет установления права на переход адвокатов на УСН в части доходов, получаемых от адвокатской деятельности.

            Администрирование таких доходов и четкое разграничение доходов гражданина как адвоката  и как не адвоката не вызывает никаких трудностей и сложностей, а потому не повлечет каких-либо даже теоретических злоупотреблений правом.

            Адвокаты получают свои гонорары посредством заключения Соглашений об оказании юридической помощи. Указанные соглашения подлежат строгому учеты и обязательной регистрации в любом адвокатском образовании. Денежные средства выплачиваемых доверителями своим адвокатам в первую очередь попадают на счет адвокатского образования (коллегия адвокатов, бюро адвокатов и тд.) и только после налогового агентирования (вычитания всех налоговых обязанностей) выплачиваются адвокату. Соответственно, адвокат получает гонорар уже за вычетом всех налогов, которые он обязан заплатить в казну.

 

            Таким образом, отграничить доход гражданина от адвокатской деятельности от иных доходов не составит никакого труда у контролирующих органов.

 

            Говоря о необходимости установления режим налогообложения деятельности адвокатов в виде УСН, следует отметить, что юридические услуги и юридическую помощь оказывают гражданам не только адвокаты, но и коммерческие организации и граждане-индивидуальные предприниматели, которые регистрируют соответствующие коды ОКВЭД.

            И коммерческие организации и индивидуальные предприниматели в праве применять УСН в отношении доходов, получаемых от оказания юридических услуг и юридической помощи гражданам и организациям. Более того, зачастую сотрудники коммерческих организаций, индивидуальные предприниматели и работники индивидуального предпринимателя могут не иметь юридического образования и при этом оказывать те самые юридические услуги, и при этом применять режим УСН, уплачивая 6% от получаемых гонораров за выполняемую работу.

            А адвокаты, являющиеся профессионалами с области юриспруденции, оказывая юридические услуги и юридическую помощь в сооветствии с высокими стандартами, устанавливаемыми адвокатскими палатами, неся дисциплинарную ответственность за совершение этических проступков в процессе оказания юридической помощи свои доверителям, не имеют возможности применять и переходить на Упрощенную Систему Налогообложения.

            

            Стоит отметить, что количество адвокатов в Российской Федерации составляет около 80 000 человек, а адвокатскую среду с трудом можно назвать "крупнейшим налогоплательщиком", чтобы болезненно относится к предоставлению права на переход адвокатов на УСН.

            Напротив, размеры получаемых доходов адвокатов от своей профессиональной деятельности на фоне иных объектов налогообложения составляют для государства наименьший интерес. Налогооблагаемая база доходов адвокатов не имеет какого бы то ни было заметного, значимого и ощутимого эффекта на формировании бюджета РФ.

            На наш взгляд деятельность адвокатов в настоящее время напротив требует позитивной денежной стимуляции в виде возможности сокращения налоговых обязанностей с 13% (НДФЛ) до 6% (право перехода на УСН), увеличении размеров гонораров для адвокатов по назначению, чья юридическая помощь оплачивается государством.

 

            Объем же выручки юридических услуг крупных игроков юридического бизнеса в десятки и сотни раз превышает уровень доходов адвокатов и эти крупные игроки юридического бизнеса имеют право на переход на УСН и благополучно его реализуют, тогда как к адвокатам применяется общий подход налогообложения доходов как физических лиц в размере 13%.

            На основании изложенного, просим:

-          рассмотреть вопрос о возможности изменения налогового законодательства на предмет предоставления адвокатам права на переход к упрощенной системе налогообложения

-          рассмотреть возможность организации публичного обсуждения вопроса о предоставлении адвокатам права на переход к упрощенной системе налогообложения в формате круглых столов для выработки конкретных предложений

-          рассмотреть вопрос создания профильных рабочих групп для разработки проектов нормативных правовых актов на предмет внесения изменений законодательство на предмет установления для адвокатов права на переход к упрощенной системе налогообложения